И вновь «Годунов» на Угичской земле…

Для угличан стало доброй традицией встречаться в «Галерее авангардного и наивного искусства» (в народе Новая галерея). Во это время мы смотрим кино, делимся впечатлениями и задаем вопросы игумену Рафаилу, батюшке, который и создал эту Новую Галерею.

Например, в течение нескольких последних недель посетители высказывали свое отношение к фильмам, присланным на кинофестиваль «Свет Миру», тем самым стали народным жюри, которое, выразив свою точку зрения, выявило лучшие киноленты.

В последнюю пятницу марта состоялась весьма необычная встреча: мы обсуждали киносериал, сюжет которого не может остаться незамеченным для угличан. Мы говорили о новоиспеченном фильме «Борис Годунов». Многие режиссеры и писатели отображали или пытались отобразить трагические события, произошедшие в Угличе. Нас, безусловно, это волнует, интересует, мы хотим разобраться в достоверности фактов, потому что жители целой страны должны знать историю маленького Углича и всей России без подлога, искажений и, можно сказать, провокаций со стороны тех, кто претендует на внимание широкого зрителя.


Мнений было много, много было эмоций: кто-то возмущался, кому-то нравилось, а кто-то признался, что засыпал уже на первой из двух серий, поскольку серии показывали парами. Конечно, фильм претендует на внешний антураж: красивые костюмы, с точным воспроизведением кроя, материала и даже пуговиц, терема и царские палаты, но при этом кругом грязь непролазная. Так ли было на самом деле? Вот нас и измучил вопрос: достоверно ли в фильме показаны исторические персонажи и вообще есть ли там историческая правда, или нам нужно «проглотить» очередную идею о плохих русских, о наивных и безвольных православных, о глупых и продажных холопах. В чем задача режиссеров, а их было два, и они между собой не договорились, поскольку одни и те же исторические персонажи, например, Мария Нагая, у них противоположны по характеру? Напрашивается ответ: нужно разрушить или продолжить разрушать нравственные устои: люди беспрестанно молятся, стоят на коленях у икон, говорят о ненужности невинной крови, при этом убивают, предают, стоят интриги.


Особый интерес к образу Ивана Грозного. Один из режиссеров фильма вдохновлялся картиной Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Понятно теперь многое! Эту картину после создания не показывали детям. Сюжет, изображенный на ней, не имеет исторической основы. Это ложь, этого не было! Иван Грозный причислен к лику святых, в Архангельском соборе в Кремле у его могилы по молитвам царевича Димитрия происходили чудеса исцелений. А о нем так говорят, его таким изображают!? Грозного обвиняют в смертях, реках крови. Наказывал он преступников. К сведению, в Европе того времени убивали в десятки раз больше и, вот уж там, ни в чем не повинных людей. Для справки, картина эта злосчастная потихоньку осыпается, сама собой исчезает, несмотря на все попытки реставраторов ее спасти.

По мнению игумена Рафаила, 5 человек за историю России устроили нашу страну. Иван грозный, император Павел, Николай II, Григорий Распутин, Иосиф Сталин. Мы на самом деле правды про них никогда не узнаем, а нам и не надо. Они устроили нашу страну, которую все никак не могут разрушить.

Еще одна историческая провокация. Григорий Отрепьев не мог быть Лжедмитрием. Он был секретарем боярской думы. Его знали все, знали его почерк, его не могли принять за царевича Димитрия. Враги нашего государства подготовили четыре кандидатуры на русский престол.


Малюта Скуратов, серьезнейший воин, никакого митрополита, он, конечно, не убивал.

Образ Ливонской королевы исковеркан. Иван Грозный отправил Марию Владимировну Старицкую и ее жениха Магнуса в Новгород венчаться. Происходило это так: Мария находилась в храме внутри с православным священником, Магнус на паперти храма, при нем его пастор – обряд совершался одновременно в храме и на паперти. Тогда же им был дан титул короля и королевы. С уважением к человеку и его нежеланию принимать другую веру, с любовью и заботой! А в фильме что показано?! «Отрывок, где якобы Иван Васильевич заставил пьяного Магнуса плясать голым под католический символ веры»?! Они хоть бы удосужились посмотреть, что это за символ веры такой, чем он отличается и прочие всякие вещи. Кошмар и ужас!

Это факты, которые могут знать ученые, люди, посвятившие много времени изучению данного исторического времени. Но даже обывателю понятно, что никакая встреча Гришки Отрепьева с Ксенией Годуновой наедине не могла состояться, вообще такой встречи не могло быть, потому что царских дочерей и жен не показывали никому. Царевна направлялась в храм, а ее защищали щитами от посторонних глаз. Они в царских палатах много читали, были грамотными, занимались рукоделием, да непростым: шили золотом и серебром. Ксения Годунова, например, прекрасно вышивала. Библиотеки не вмещали книг, поэтому их иногда перевозили за пределы города, благодаря чему многие экземпляры сохранились от пожара или иного уничтожения. Мы даже не можем сейчас себе представить, насколько нравственным и целомудренным было воспитание, и оно было таковым не только для царских и боярских детей. Никакой европейской чувственной лирикой их головы не были забиты. Ни о каких тайных встречах Ксении Годуновой и речи быть не могло!


Главная идея этого фильма – человек без Бога прекрасно живет. А мы-то знаем, что инстинкт человека – выполнять заповеди. Обязанность человека – быть святым. Мы понимаем, что такой фильм русский человек памятью исторической своей принять не может! Сергей Эйзенштейн в середине двадцатого века снял фильм «Иван Грозный», снял в Алма-Ате. Костюмы простые, декорации картонные. Но это русское кино, это один из лучших русских фильмов.

Наконец, когда борются с Богом, борются через людей. Очевидно, это еще одна попытка. Но знакомясь с подобными фильмами, человек начинает думать, сравнивать, обращаться к первоисточникам. Так было и с фильмом «Мастер и Маргарита». Люди, посмотрев сериал, задумавшись, взяли в руки Евангелие. И мы еще раз обратимся к нашей истории в поисках исторической правды.

А авторам фильма «Борис Годунов» хотим напомнить: кино может быть разным: хорошим и плохим, грустным и веселым… но меру нужно знать во всем!

Автор
Ирина Соловей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе