О старых грехах, что в рай не пускают

В последнее время мы видим, с какими трудностями столкнулась Ксения Собчак, пытаясь выкарабкаться из скорлупы образа гламурной сирены. Может, она и надеялась, что ей удастся совместить работу церемониймейстера в масштабных развлекательных телепроектах с деятельностью гражданского активиста, но, как видим, не получается. Ей было отказано в участии в церемониях на ТЭФИ, на Муз ТВ.

Получается: либо – либо. Она перед выбором.


Впрочем, если Ксения и окончательно изберет стезю бескомпромиссной борьбы за права "креативного класса", доверие ей не гарантировано. Прежний имидж будет еще долго тенью следовать за ней.


Сейчас последовал "протестный жест" со стороны другого гламурного медиа-персонажа, Андрея Малахова. В знак солидарности с отвергнутой Собчак он отказался вести церемонию на "Муз ТВ". За ним отказалась это делать еще одна "сирена" – Ольга Шелест. Протест ширится. Правда, непонятно: умножается ли от этого его сила, или компрометируется его основательность.


Сколь бы ни были жесты корпоративной солидарности благородны, но они не могут не вызывать сегодня известной доли скептицизма.


Предубеждение (чтобы не сказать – презрение) к глянцевым образам всех этих персонажей не преодолеваются враз; оно само по себе устойчиво. Потому не все готовы поверить в подобные метаморфозы. И потому многие в затруднении: аплодировать новым ролям старых знакомых или шикать и освистывать их.


Пока мы слышим то и другое. Но наши колебания и затруднения – ничто в сравнении с проблемами тех, кто с противоречивыми кредитными историями удостоился достаточно пристального внимания со стороны СМИ.


***


На федеральных каналах штатные аналитики уже которую неделю перебирают колоду фотографий членов нового правительства под девизом: "Смотрите, кто пришел!". И: "Гляньте, люди добрые, кто ушел!".


Разнообразием политических оценок и суждений аналитики не отличаются. Из общего хора восторгов выделяются умеренным скептицизмом, пожалуй, только либерально ориентированные программы РЕН ТВ, "Дождя" и шоу "Центральное телевидение" на НТВ.


…Ушло немного народа. Ну, Сечин… Но недалеко. Да, и почти все отставники укатились недалеко от яблони. И почти все они – отставленные, но не оставленные.


Вот только карьерная участь вождя "Наших" Василия Якеменко оказалась туманной и до известной степени неопределенной.


Он и не в Белом доме, и не в Кремле. Он запускает бизнес-проект – сеть кафе под общим названием "Ешь пирог". Другой проект: пирог с политической начинкой – еще одна партия власти, которая так и будет называться "Партия Власти".


Расчет такой: электорат кушает пироги, оплачивая расходы на создание и продвижение политической структуры, которая на сей раз не претендует на то, чтобы стать партнером "Единой России". Она претендует аккумулировать интеллектуальный потенциал "креативного класса".


Благое дело. Да вот есть у этого начинания кое-какие запятые. Одна из них та, что называется "кредитной историей".


***


…Оказавшись вне стен своего кабинета, господин Якеменко, человек с имиджем, по собственному признанию – "кошмарным", и оттого прежде по возможности избегавшим контактов с прессой, теперь демонстрирует чудеса открытости и откровенности. И более того, охотно выходит на связь с журналистами из либерального лагеря. И даже зачастил в их медийные оплоты.


Сначала зрители его увидели на "Дожде" в ток-шоу "Вечер трудного дня". Затем его можно было встретить на РЕН ТВ в информационно-аналитической программе "Неделя" с Марианной Максимовской. Потом – на рандеву у Вадима Такменева в рамках "Центрального телевидения".


Телеканалы на такую густую концентрацию в эфире отставного руководителя Федерального агентства могли бы ответить: "Не виноватые мы, он сам пришел".


Он сам пришел, чтобы объяснить цели и задачи своего нового политического проекта, а журналисты все пытали его по поводу неясных обстоятельств его былой предпринимательской деятельности.


Он пришел рассказывать о светлом будущем, о людях будущего, которых в скором будущем приведет к власти. А они, журналисты, – все о его неясном прошлом, о людях прошлого, с которыми он когда-то поддерживал деловые отношения, и которые почему-то оказались на нарах.

Особенно усердствовала команда журналистов "Дождя" во главе с капитаном Тихоном Дзядко. "Объект" то уходил в "несознанку", то пытался своих собеседников, что называется, "троллить".


Что-то прояснить ему удалось, но осадок остался.


Кабинетному назначенцу на эту неприятность можно было бы и наплевать. Человеку же, вступившему на поприще публичной деятельности, она – в тягость.


Сообразив это, господин Якеменко изменил тактику. Он попросил телеведущую Марианну Максимовскую не поминать прошлое, и на неудобные вопросы ответил предложением: "Давайте мириться".


Предложение, как я понял, адресовалось ко всему "креативному классу" и прозвучало как извинение.


Как там дальше дело у Якеменко пойдет, трудно предвидеть.


Вообще, надо сказать, что неблагоприятные имиджевые шлейфы – едва ли не самый тяжкий груз для публичного человека в эпоху телевидения и Интернета. Он, может, и рад был бы избавиться от него, да не получается.


Помню, как сейчас, одно телевизионное ток-шоу семилетней давности. На нем господин Якеменко сообщил, что считает "всех, кому перевалило за 35, политиками национального предательства". Исключение он сделал только для своего папы и президента Путина.


Теперь самому Якеменко – 40. Почему-то никто из журналистов не посмел ему задать вопрос: не считает ли он и себя с некоторых пор "политиком национального предательства"?


***


Новый министр культуры Владимир Мединский вызвал, пожалуй, самую высокую волну недоверия у творческой интеллигенции после своего назначения.


В самом деле, если доктор исторических наук убежденно провозглашает: "Факты сами по себе значат не очень много. Скажу еще грубее: в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Все начинается не с фактов, а с интерпретаций", то мастерам культуры остается присмиреть в недобром предчувствии. Им-то памятны времена, славные идеологическим диктатом, когда история приносилась в жертву мифологии.


Ну, а если доктор исторических наук, назначенный министром культуры, заявляет, что "Сталин знал толк в идеологии и промывании мозгов, а сейчас все пущено на самотек, и КПД, естественно, ниже плинтуса", то художники обязаны вытянуться по струнке и ждать указаний свыше, из министерства культуры, которое, при таком варианте, вероятно, правильнее будет называть "Министерством мифотворчества".

Юрий Богомолов

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе