Размер имеет значение?..

Еще не завершила юбилейный круг на ТВ космическая одиссея Юрия Гагарина, когда апогея достигли торжества по случаю дня рождения Аллы Пугачевой длиною как минимум в месяц. В тени этих двух эпохальных событий оказалась дуэль двух достойнейших граждан нашей страны Виктора Батурина и Яны Рудковской.

Отцы, матери и дети

Поводом для взаимной ненависти двух успешных бизнес-граждан послужил не тот, что рассорил на всю жизнь Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем - не обидное слово "гусак". Поводом стали их живые дети, которых они вот уже который год не в состоянии поделить.

Начал, как всегда, Малахов. В одну часовую программу он не уложился. Потребовался еще один час на следующий день. Потом "дело" Рудковской - Батурина было продолжено на телеканале "Россия" в "Прямом эфире". И тоже одной передачи не хватило. Начинающий шоумен Михаил Зеленский попытался вывести частный случай на общероссийскую орбиту. То есть поднять проблему участи детей при живых, но разведенных родителях. Рассматривались другие случаи. Были разговоры о неотложных законодательных инициативах, способных регламентировать очередность выражения чувств папы и мамы к своему ребенку. Были разговоры о профилактических мерах по отношению к самой проблеме. С этой целью мужчинам предлагалось ширить и множить деторождение от суррогатных матерей, чтобы будущие жены в случае разводов не были в претензии.

Травмы детей звездных родителей поднялись в цене. Этот товар хорошо продается

Что примечательно: сколько участники телешоу ни бились над разрешением морально-правовой коллизии, к истине присяжные телезрители ни на йоту не приблизились. Оценки менялись с калейдоскопической быстротой: то отец - очевидная "редиска", то мать - не святая женщина.

В какой-то момент поймал себя на мысли, что размер тяжбы имеет значение. Начинает казаться, что ее суть в принципе, а не в самих детях. Как слово "гусак" у Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. Впечатление усиливалось от того, что в "разборке" постоянно возникал имущественный мотив. И дети - уже не дети, а вещи. Предметы бартерного соглашения. И не только между супругами. Есть и третья заинтересованная сторона - ТВ.

Она-то и главный мотор длящейся склоки. В последнее время травмы детей звездных родителей поднялись в цене. Этот товар хорошо продается. Такова уж нынче рыночная конъюнктура. А коли так, то никаких моральных препонов и резонов для телевизионных мародеров быть не может. Тому лишнее свидетельство - "задушевное" интервью все того же Малахова с дочерью покойной Людмилы Гурченко.

Нетрудно было догадаться, что сразу после кончины актрисы таблоидные тележурналисты начнут раскапывать все подробности частной жизни. Пару недель назад я об этом только высказал предположение: "Но погодите, пройдет немного времени, пролетят заветные 40 дней, и у таблоидных тележурналистов, вроде того же Малахова, начнется большая жратва, в смысле - большая стирка".

Она началась раньше. Не прошло сорока дней, как в одной газете была представлена подробная информация с иллюстрациями о всех пластических операциях Людмилы Гурченко, как на Первом канале появилось сенсационное интервью с ее дочерью. А впереди еще дележка наследства, о чем только заикнулись и Малахов и его собеседница.

О, сколько нам открытий чудных готовят...

Кукухи и петушки

Конечно, Алла Борисовна Пугачева - явление в отечественной культуре. Немного есть эпитетов, которые бы не подошли к имени и фамилии этой певицы, но все-таки то, что происходило в эти дни в эфире, был явный перебор и по времени, и по количеству масла, намазанного на масло.

На "России" ее друзья петушки из шоу-бизнеса перепели весь репертуар певицы. На Первом известный кукух Малахов рассказывал, как он школьником вырвал страницу с ее портретом и учил уроки, глядя на него. В ответ на "России" стали танцевать под Пугачеву.

Надо признать, в номинации "поклонение" всех превзошел Первый канал. В воскресенье за "Избранным" последовал документальный фильм "Алла Пугачева. Жизнь после шоу" с эксклюзивным намеком на продолжение карьеры в качестве драматической актрисы на сцене театра "Современник".

И здесь преувеличенный размер, в данном случае - чествования, сыграл коварную шутку с именинницей. Мало того, что было видно, как устала Алла от Аллы. Возникло еще подозрение, что и телезрители могли подустать от своей Богини. По крайней мере, в эти дни.

Мечта или прагматика?..

Они могли устать и от Космоса. Полувековую годовщину начала его освоения ТВ отпраздновало столь же широко. Документальные и художественные сериалы следовали почти в режиме нон-стоп.

"Битву за космос" сменил "Открытый коcмос". Затем - "Наш космос". Еще - "Обратный отсчет", еще - "Увидеть Марс и не сойти с ума". Отдельной строкой - худфильмы "Укрощение огня", "Королев" и мини-сериал "Кедр" пронзает небо".

От такого изобилия космических полетов действительно могло зарябить в глазах и голова пойти кругом, как на центрифуге. Но во всей этой продолжительной телевизионной одиссее была интрига. Уж больно тесно переплетенными оказались правда и легенды о первых шагах освоения человеком внеземного пространства.

Легенды взрастила и санкционировала советская пропаганда. Факты вылезают беспорядочно, и только по прошествии нескольких десятков лет они выстраиваются в некую систему.

Ведущего ток-шоу "Тем временем" Александра Архангельского не случайно заинтересовал вопрос, что было первично: мечта или прагматика? Участники дискуссии несколько путались в "показаниях". Прагматики не хотели уступать мечтателям. Ответом на этот спор стал коопроект "Битва за космос". В нем поучаствовали Первый канал, ВВС, немецкая и американская телекомпании. Он наиболее объективно и полно отразил все перипетии космической гонки двух сверхдержав.

Конечно же, мечта о преодолении гравитации стала первичной. В России ею вслед за Циолковским загорелся Сергей Королев. А в Германии - Вернер фон Браун. Прагматика же как раз и стала стеной на пути романтических фантазий. Да еще исторические обстоятельства: сталинизм у нас (Королев отсидел шесть лет в ГУЛАГе), гитлеризм у них (Браун запачкал свою репутацию работой на военную машину нацистов).

Но, в конце концов, именно прагматика и подсобила мечте. Ведь если бы не гонка вооружений, не надобность военных по обе стороны океана в баллистических ракетах, то не скоро бы люди вырвались на околоземную орбиту.

Сработал и еще один фактор. Хрущев, как ни странно, скорее американцев оценил пиар-возможности космических полетов и дал первым добро на осуществление мечты любознательного человечества. Спринтерскую дистанцию мы выиграли. А дальше...

Дальше всем еще предстоит понять до конца, что сегодня Космос - это не футбольный газон. Это не поле битвы державных амбиций.

***

Лучшая программа недели - "Последнее слово" Павла Селина на НТВ, посвященная неизживаемой в нашей армии дедовщине. Интересно, что ответят на нее генералы, кроме того, что отвечают все ответственные функционеры в подобных случаях: "Не надо обобщать!"

Юрий Богомолов, обозреватель

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе