Свобода эфира

В начале 90-х многие новые телекомпании — 2Х2, REN, АТВ, ВИД, ТВ6, а потом РТР и НТВ — выходили из одних коридоров, из одной и той же останкинской шинельки. Их создавали люди, почувствовавшие свободу, предприимчивые, энергичные, им и раньше было тесно в системе Гостелерадио. Тогдашняя реальность, прежде всего свобода и незарегулированность частного предпринимательства позволяли регистрировать компании, создавать свое дело.

Еще не было ни рекламного рынка, ни внятного представления о том, кто с кем, что такое контент и рейтинг, кто — производители, а кто — вещатели. Всерьез стало понятно, что производящие компании — фактор, который начинает играть роль в меняющемся телевизионном ландшафте, в 1994–1995 году, когда началась история с акционированием Первого канала, 49% акций государство должно было отдать, и среди одиннадцати акционеров наряду с банками, компанией «Микродин», «ЛогоВАЗом» и прочими фигурировала Ассоциация независимых производителей, в которую входили ВИД, REN, АТВ. К этому моменту вместе они делали довольно большое количество программ и для Первого канала, и для появившихся РТР и НТВ. Независимые производители набирали силу, они осваивали новые форматы, учились воевать за рекламу, чувствовали настроение публики, торговались с вещателями, запускали целые циклы.


Ирена Лесневская, единственная из своих тогдашних коллег — независимых производителей, сумела создать эфирный канал.


Наверное, только женщина могла выжить в этой мужской очень сильной и жесткой игре, при этом не изменить себе и все-таки добиться того, чего она хотела добиться. Это под силу человеку, который умеет ставить цель, находить союзников и добиваться результата. Ясно, что в бизнесе всякое бывает, ведь телевидение не добрый мир, но захватов, предательств и уничтожения конкурентов, как это случалось сплошь и рядом в бизнесе в те времена, при создании REN TV не было.


Может быть, это связано с тем, что это все-таки был семейный бизнес, который держался не только на деньгах. Может быть, потому что даже в этой жесткой игре Лесневская умела себя вести так, что ее уважали и партнеры-инвесторы, и конкуренты. Ведь она, между прочим, поменяла троих крупных инвесторов и ни с кем не поссорилась, а это надо уметь.


С последними, с Ковальчуками, уже не получилось, конечно. Но тут уже начиналась другая история, тут она уже не с личностями работала, а с машиной, и этому давлению проиграла, конечно.


Ее борьба за канал — отдельная история. Теперь уже ясно, что Чубайс не хотел продавать REN TV, Лесневская пыталась спасти канал, договариваясь с немцами. Что тоже любопытно: почти никому из наших, кроме СТС, договориться с иностранцами не удалось. Но и они не спасли… Но важно, что пыталась и не сдавалась. Ее не отжали на обочину, не вынудили уехать. Даже здесь она пионерка — бизнес продала успешно, сохранила возможность работать.


Вообще это умение начинать, доводить до расцвета и, если так складываются обстоятельства, заканчивать историю, не сожалея и не посыпая голову пеплом, — это очень важное свойство для человека, который готов к переменам. Такое ощущение, что Лесневские всегда были готовы рисковать. И что еще важно — зарабатывали деньги не любой ценой.


История любого бизнеса, особенно интеллектуального, креативного, и любого успеха — это история человека. Посмотрите на Apple, на Microsoft — это прежде всего люди, которые их символизируют. В этом смысле создательница REN TV вполне символ времен «первоначального накопления капитала». Семейной компании, которая была построена с нуля, добилась финансового успеха, не нарушая основных человеческих законов.


Во многом благодаря этому созданное ими продолжает жить. В проектах, которые остались на телевидении, есть ощущение прежней свободы и дух того времени, который все равно ассоциируется с Иреной Лесневской.

Качкаева Анна


The New Times

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе