Там, где нас нет

Отсутствие российской сборной на чемпионате мира в ЮАР сотворило чудо: трансляции матчей и обсуждение хода чемпионата в различных программах смотрятся с особым удовольствием. Комментаторы и эксперты, освобожденные от необходимости клеймить соперников и петь осанну родной сборной, занимаются чистым футболом, без патриотических примесей, и этот факт делает нынешний мундиаль особенно притягательным для болельщиков.  

Только в отсутствие патриотизма понимаешь, какая это гадость — патриотизм. 

Нас там нет — а значит, нет никаких русофобских заговоров, нет судейского беспредела и политического противостояния. Нас там нет — а значит, нет патриотических показательных телеистерик и истошных криков телемассовки «Рос-си-я! Рос-си-я!» Нас там нет — а значит, Андрей Малахов и Максим Шевченко не собирают в своих празднично убранных студиях бывших спортсменов и нынешних спортфункционеров, и Яна Чурикова не визжит в камеру: «Мы всех порвем!» Нас там нет — а значит, славный город Йоханнесбург, и так не слишком спокойный, не сотрясают песни Жанны Фриске и пляски хора имени Пятницкого, и не течет водка рекой в пресловутом Русском доме, потому что и дома-то никакого нет. Нас там нет — и не дают футбольных прогнозов и футбольных напутствий ни Никита Михалков, ни патриарх Кирилл, ни Дмитрий Медведев, ни Михаил Леонтьев. Нас там нет — и футбол остается только футболом со всей своей непредсказуемостью, ожиданиями и разочарованиями. 


Футбольные комментаторы лишены необходимости искать в каждом сопернике нашего потенциального идеологического врага, намеренно коверкать иностранные фамилии, дабы продемонстрировать все свое презрение, и признаваться в вечной любви к спортивным чиновникам, обеспечившим российским спортсменам беспрецедентные условия для побед. 

И только привыкший работать в жестко-патриотическом режиме комментатор Первого канала Виктор Гусев инстинктивно нащупывает в своих репортажах спасительные великодержавные крючки, но даже его смелое утверждение, что в «нигерийской сборной есть несколько россиян» (имеются в виду спортсмены, играющие в российских клубах), вызывает у болельщиков лишь досадливую усмешку. 

Среди болельщиков ЧМ-2010 нет профессиональных патриотов: гопникам из «Молодой гвардии» и прочим «нашистам» этим летом приходится довольствоваться Днем России и Днем ВДВ, нацпроект «футбол» отложен на неопределенное время. 

Посему нынешний чемпионат совершенно бесконтрольно отдан на откуп тем, кого интересует прежде всего игра. Отвыкшие от прямого эфира граждане, далекие от спорта, с удивлением наблюдают, как раздвигаются временные рамки и отодвигают в сторону привычную эфирную сетку, как распадаются на осколки сериалы, ток-шоу и, страшно сказать, — новости. Канал «Россия 2» помимо ежедневных прямых трансляций устраивает в прямом эфире горячие обсуждения с участием топовых медийных фигур — спортсменов, политиков, артистов, которые на наших глазах совершенно бесконтрольно восхищаются аргентинцами и испанцами, возмущаются французами и португальцами, и ВООБЩЕ не вспоминают о российском футболе — как будто и не было его никогда. 

Магия прямого эфира не отпускает: возможное лишь во время крупных спортивных состязаний живое дыхание телевизионной свободы потребляется зрителями взахлеб. И те, кто не понимает ее ценности, не способны дорожить никакими другими свободами.

Ларина Ксения

The New Times
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе