ТВ "дольче вита"

А мы, оказывается, очень похожи на европейцев. Да-да. Не на скифов с раскосыми и жадными глазами, а на самых настоящих европейцев, коими по праву считаются итальянцы.

В этом меня убедил документальный фильм "Видеократия", который я посмотрела на открытии фестиваля "Артдокфест". Девиз фестиваля - "Кино, которое ты никогда не увидишь по телевизору". "Видеократию", снятую итальянским режиссером Гандини, не покажут по нашему ТВ, но - внимание! - она запрещена к показу и в Италии, и это как раз то, что нас сближает. Демонстрацию фильма предварили записью скандальной речи Парфенова: "Наше ТВ все изощреннее будоражит, увлекает, развлекает и смешит, но вряд ли назовешь его гражданским общественно-политическим институтом". Выяснилось, что не одно наше.

Сильвио Берлускони, владелец коммерческих и главный "контролер" государственных телеканалов (по иронии судьбы в день показа "Видеократии" он как раз гостил у своих друзей в Сочи), построил итальянское ТВ, что называется, по своему образу и подобию. И итальянцы полюбили сначала это ТВ, а потом и своего Сильвио (а может, наоборот, какая теперь разница?). "Вива, Италия! Спаси, Господь, Сильвио!" - радостно распевают довольные домохозяйки гимн во славу родины, премьера и ТВ в музыкальном клипе, созданном на том же ТВ. Автору-то фильма кажется, что страна и народ переживают культурную катастрофу. А простым итальянцам нравится! Это ТВ не грузит их проблемами, не заставляет мучительно размышлять о судьбах родины. Оно окунает их в "дольче вита" - сладкую, красивую, беззаботную жизнь, и массы молодых людей мечтают попасть в "ящик", чтобы приобщиться к ней и стать звездой.

Один из героев "Видеократии" - простой механик Рики, поставивший целью своей жизни попасть на ТВ. И не в массовку - этот барьер он уже взял, а полноценным участником какого-нибудь шоу. Парень недалек и чудаковат, но перспектива прожить всю жизнь никому не известным механиком на заводе его ужасает, поэтому все свободное от работы время он тренируется в сомнительного качества вокале и неуклюжей хореографии, а потом, получив на очередном кастинге от ворот поворот, негодует, что предпочтение всюду отдают молодым красоткам.

Молодые красотки на итальянском ТВ и впрямь самый востребованный "товар". Там даже появилась такая профессия, как велина - девушка, позирующая в телешоу на фоне ведущего. Велинам не нужно ни петь, ни говорить. Они просто стоят в призывных позах (как правило, в бикини), радуя глаз темпераментных итальянских зрителей и главного из них - большого знатока и ценителя прекрасного. Если очень повезет, велина может стать министром в правительстве или, к примеру, девушкой, сопровождающей олигархов.

Ну а другим достаточно и минуты славы, ради которой и молодые, и совсем уже немолодые женщины готовы на все. Одна такая матрона раздевается, потрясая обильными телесами и извиваясь в эротическом, как ей кажется, танце. А за камерой ухохатываются создатели народного шоу - такие же прожженные циники, как наши.

И все это нас чрезвычайно сближает. И желание многих наших сограждан попасть в "ящик" любой ценой, и цинизм делающих "ящик". И сам "ящик", работающий в режиме "ручного" управления и планомерно превращающий народ в толпу, жаждущую только хлеба и зрелищ, причем достаток хлеба, как показывает пример Италии, не уменьшает, а только увеличивает потребность в зрелищах. Однако ж и зрелища быстро приедаются, и тогда нужно изобретать все новые и новые "завлекалочки". Вот одна из таких - российского производства. Итальянцам на заметку.

В недавнем выпуске "Минуты славы" на глазах публики случилось страшное: во время исполнения опасного трюка рухнул с пятиметровой высоты дорожный рабочий из подмосковной Рузы, единственный кормилец престарелой бабушки, как было сказано в его биографической справке. Парень сначала ударился о сцену, а потом, перевернувшись через голову, скатился прямо к ногам потрясенных зрителей в зале. Первыми к распростертому на полу человеку бросились операторы с камерами, жадно фиксируя подробности. Появившиеся в студии врачи уложили пострадавшего на носилки. Голос за кадром под мрачную музыку "успокоил": "Будем надеяться, что полученные травмы совместимы с полноценной жизнью". И шоу продолжилось как ни в чем не бывало.

А дальше - тишина. Трагедии с бабушкиным внуком как будто не заметили ни охочие до подобных историй журналисты "желтых" изданий и телепрограмм, ни работники самого "Первого канала", как в рот воды набравшие. Разве что кто-то разместил в интернете ролик с изображением случившегося.

В одном из комментариев к нему я и прочитала: "А не подстава ли это?" Что-то и меня настораживало в увиденном, и я провела собственное расследование. Один из очевидцев на условиях полной анонимности (о, эта корпоративная этика, требующая от сотрудников раньше думать о "родине", а потом о себе и людях) по телефону мгновенно признался: по его мнению - это постановка. Трудно избавиться от впечатления, что создатели шоу, озабоченные зрительским интересом, решили добавить "перчика" и придумали это падение, исполненное профессиональным каскадером (то-то я удивилась, что шокирующий эпизод, никак не повлиявший на ход шоу, не только не вырезали из окончательного эфирного варианта, но даже прорекламировали его в самом начале, хотя он, думаю, в первую очередь бросает тень на организаторов, столь грубо пренебрегающих техникой безопасности и позволяющих участникам рисковать жизнью!).

Однако в пресс-службе "Первого канала" меня заверили, что подставы не было - человек действительно упал, у него перелом руки и ушибы, и "Первый канал" оплатил лечение. А в одном из ближайших выпусков "Минуты славы" покажут интервью с ним.

А ведь как ни крути - была подстава или впрямь случилось несчастье, а все некрасиво! Некрасива подстава - как нехорош всякий обман в корыстных целях. Но не менее неприятно, когда несчастье превращают в шоу с одной-единственной целью: пощекотать нервы зрителю и заставить его с жадностью смотреть следующие выпуски в надежде, что будет еще горячее.

Но самое ужасное знаете что? Ни обман, ни реальное несчастье не заставят публику отвернуться от "зомбоящика", как его называют в народе. Привычка "свыше" им дана - не думать, не сострадать, не "париться", а тупо смотреть телевизор, мечтая о несбыточном - сладкой жизни - и не замечая, да уже и не желая замечать реальной жизни вокруг себя. Как сказал организатор фестиваля "Артдокфест" режиссер Виталий Манский, так ТВ меняет культурный код нации.

Ирина Петровская

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе