А Федор Волков бы гордился

Сегодня мы продолжаем цикл материалов по реставрации памятников истории и культуры Ярославля. Речь пойдет еще об одной жемчужине древнего зодчества - церкви Николы Надеина, расположенной на углу Народного и Волкова переулков. Это уникальный памятник архитектуры и живописи XVII века, гордость нашего города. 

Церковь Николы Надеина - первый каменный посад-ский храм в Ярославле, древнейший после Преображенского собора Спасского монастыря. Он был построен в 1621 году на средства одного из самых богатых купцов города - Епифания Андреевича Светешникова, по прозванию Надея. Отсюда и второе название церкви - Надеина. 

Место, где был построен Никольский храм, - древнейшая часть Ярославля, в XVII веке здесь располагались дворы богатых купцов - так называемых государевых гостей. Звание государева гостя было очень почетным и давалось немногим купцам за особые заслуги перед государством в торговых делах. Это звание давало немалые привилегии не только самим купцам, но и их семьям и даже служащим: они не подлежали никакому суду, кроме личного государева, освобождались от пошлин и повинностей, имели право покупать земли за пределами города. Сами купцы не давали присяги царю, а вместо них это делали их служащие. По царскому назначению эти купцы исполняли различные государственные функции: они заведовали таможнями, кружечными дворами, царской казной. При этом торговые обороты таких купцов были гигантскими - от 20 до 100 тысяч рублей в год, это при тогдашней-то ценности денег, когда можно было прожить на несколько копеек в день. 

Ярославский купец Светешников принадлежал как раз к купцам государевой сотни, вел крупную торговлю пушниной, солью, иностранными товарами, поставлял к государеву двору ткани и сахар. Во время войны 1612 года он активно участвовал в ополчении Пожарского и Минина. Его владения были огромны: купцу принадлежали и солеварни на Волге (Усолье), и медные рудники на Каме, кроме того, работники Светешникова вели закупку пушнины в Сибири. При этом купец не был богатым наследником, свое огромное состояние он заработал сам. Храм Святителя Николая, построенный на его средства, стал одним из самых лучших и красивых в городе, им гордились, о нем слагали легенды. И вскоре после постройки к названию храма стали прибавлять имя его заказчика. Так и появилось устойчивое название храма - Николы Надеина. Жизнь купца Светешникова окончилась трагически - он был казнен в 1646 году. Но церковь сохранилась как память о выдающемся ярославце. 

Несмотря на дату строительства, архитектура храма во многом еще тяготеет к XVI веку. Художественный образ его лаконичен, прост, декоративные детали немногочисленны. Но вместе с тем это памятник новой эпохи, он предвосхищает распространенный тип ярославского храма XVII века, такого, например, как церковь Иоанна Златоуста в Коровниках или Ильи Пророка на Советской площади. 

 

 

Центральный четырехстолпный куб храма Николы Надеина, имевший 5 глав, поднят на высокий подклет. Двухъярусная галерея опоясывает церковь с трех сторон и на востоке заканчивается двумя приделами: северный - Благовещенский и южный - святого Александра Свирского. В объем галереи входит шатровая колокольня. А к западному фасаду примыкает большое домообразное крыльцо. 

Стенописи храма, выполненные в 1640 - 1641 годах, являются одними из самых ранних из имеющихся в Ярославле и датированных XVII веком. Уникальную церковь расписывала артель из 20 художников, возглавляемая опытными мастерами: костромичом Любимом Агеевым, ярославцем Стефаном Ефимиевым, нижегородцем Иваном Муравьем и молодым костромским живописцем Василием Ильиным. Все имена этих художников перечислены в круглом клейме юго-западного столпа. 

В настоящее время большая часть фресок находится под записью XIX века, которая дублирует первоначальные композиции. В наиболее значимых зонах храма - алтаре и сводах - традиционно размещаются евангельские сюжеты. На столпах изображаются святые и мученики православной церкви - византийские правители святые Константин и Елена и русские святые князья. 

Основная тема росписи центрального храма - житие святого Николая Мирликийского. Никола Угодник с давних времен был чрезвычайно популярен в Ярославле. Отсюда такая подробная разработка темы его жития. Наряду с традиционными сюжетами в повествование включены чудеса Николы, происходившие на Руси: спасение младенца от потопления в Киеве и чудо о пяти иконах в Ругодиве (Нарве), рассказывающие о событиях Ливонской войны. 

Еще одна неповторимая достопримечательность церкви Николы Надеина - прекрасный резной барочный иконостас, поставленный в 1751 году. Он выполнен по рисунку основателя первого русского театра Федора Волкова, в молодости бывшего прихожанином этой церкви. Мощные брусья первоначального тяблового иконостаса, расписанные по серебру травным орнаментом, видны в верхней части храма. 

Великолепным образцом деревянной барельефной резьбы является напрестольная сень 1636 года, выполненная в форме церковного шатра с главкой и украшенная богатым орнаментом из ягод, дубовых веток, крупных цветов. Но особенно любопытно устройство так называемых царских врат, створки которых отворяются в последовательности, напоминающей открытие театрального занавеса. 

К сожалению, церковь Николы Надеина дошла до наших дней в значительно искаженном виде. В XVIII веке была перестроена центральная глава храма. Позднее ликвидировано пятиглавие, надстроена колокольня, с которой были сняты большие старинные часы. Долгое время храм простоял без ремонта, в советское время, когда начались гонения на церковников, он был закрыт и службы в нем не велись. 

Сегодня церковь Николы Надеина относится к Ярославскому музею-заповеднику. Постепенно ее восстанавливают, и к юбилею областного центра планируется закончить большую часть реставрационных работ. Так, в данное время проводится открытый конкурс на выполнение работ по реставрации фасада храма. На эти цели из областного бюджета выделяется 2 млн. 700 тысяч рублей. В июне этого года начнется реставрация монументальной живописи, на которую планируется затратить около 452 тысяч рублей. А в июле рабочие приступят к ремонту кровли, на что выделяется 3 млн. рублей. Кроме того, комплексная реставрация храма подразумевает и благоустройство территории вокруг него. На корректировку данного проекта выделяется около 200 тысяч рублей. 

Работы по восстановлению памятников истории и культуры Ярославля, несомненно, очень важны в преддверии подготовки к юбилею древнего города. И хочется верить, что в ближайшем будущем мы перестанем стыдиться перед туристами за полуразрушенные храмы с проржавевшими куполами и осыпавшейся со стен штукатуркой, стоящие как немой укор человеческой бесхозяйственности и равнодушию. Таких у нас просто не будет. 

Золотое кольцо




 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе