фото Masquerade
Художник умер в 1990 году, но здание сохранило свой вид и в народе стало называться «Колесами». В нем открывались магазины, клубы, и их владельцы вешали свои вывески на стены, вбивая гвозди прямо в мозаичные узоры. И вот настал момент, когда и узоров не стало.
– Пусть это было произведение не самого высшего класса, но оно просуществовало два десятка лет, и просто так убирать его нельзя, – уверен ярославский архитектор-реставратор Вячеслав Сафронов. – Проект изменения фасада необходимо обсуждать с архитекторами и общественностью.
Того же мнения придерживаются и в комиссии по культуре областной Общественной палаты.
– Когда я увидел, что вместо мозаичного декора на здании зияет огромная дыра, то был просто в шоке, – говорит директор музея истории Ярославля, председатель комиссии по культуре областной Общественной палаты Владимир Извеков. – Я понимаю, что таково решение собственника помещения, но то, что он может претворить свое решение относительно здания, которое стоит на центральной площади города уже не один десяток лет, без обсуждений с профессионалами и общественностью, повергает в недоумение.
Кстати, в свое время помещение бывшего пивбара хотел купить директор «Ярпива» Анатолий Арзиманов. Собирался в продолжение традиции устроить там питейное заведение, сохранив мозаику. Но ему первый этаж дома №71 не отдали. Зато новые собственники «Колес» церемониться с дизайнерскими изысками не стали.
А кто они, эти собственники? Официальные источники разговаривать на эту тему почему-то отказались.
– Это помещение продано еще семь лет назад, странно, что вы заинтересовались покупателем только сейчас, – удивилась заместитель главы администрации Кировского района Елена Новик. – Ответить на ваши вопросы мы не можем, пусть говорит собственник. Если захочет.
Не захотел. Елена Ивановна дала телефон, по которому могли бы проинформировать, но и там поднимать щекотливую тему не пожелали. А в департаменте архитектуры и развития территорий мэрии Ярославля сказали: мол, наше дело – разрешать реконструкцию или нет, но изменение внешности фасада здания с понятием реконструкции в данном случае никак не соотносится, так что не в нашей это компетенции.
Самое интересное – это, как выяснилось, вообще ни в чьей компетенции.
– Раньше главный художник города следил за подобными вещами, но несколько лет назад эту должность упразднили, – говорит Аркадий Бобович, бывший главный архитектор Ярославля, эксперт комиссии по культуре областной Общественной палаты. – Городской департамент архитектуры отстранился от этой задачи, а потому за фасадами зданий в Ярославле никто не следит. Конечно, с памятниками архитектуры все в порядке, есть охранные органы. А вот если здание не является памятником, но имеет художественную ценность да и просто интересно само по себе, никто за него не заступится.
Екатерина АБРАМОВА
Юность-Ярославль