Мы теряем этот город?

Члены комиссии по культуре Общественной палаты ЯО признаются, что, анализируя градостроительные процессы в заповедной части Ярославля, они готовы воскликнуть подобно лечащему врачу: «Мы теряем этот город!».

Невидимая рука встряхнула калейдоскоп с красочными подробностями городского быта, и картинка центральной части Ярославля поменялась. Фланирующую публику потеснил сводный отряд дорожников, строителей, коммунальщиков. Так что теперь здесь преобладает индустриальный колорит. До 1000-летнего юбилея города остается всего ничего, соответственно подготовка к празднованию славной даты заметно ускорилась. 

Дело делается, но у населения все происходящее вызывает противоречивую реакцию. Даже высказываются опасения, как бы выигрыш в темпе, по мнению критиков, несколько запоздавший, не привел к потерям в качестве городской реконструкции. Прямо скажем, общественность волнуется. Комиссия по вопросам культуры, искусства, сохранения исторического и природного наследия и подготовки к 1000-летию Ярославля Общественной палаты Ярославской области на днях обсудила, как меняется внешний вид регионального центра. Рассматривалось состояние архитектурной эстетики зданий и сооружений в зоне всемирного наследия ЮНЕСКО, а также особенности городской рекламы. Выводы, к которым пришла комиссия, неутешительные. 

Было отмечено, что «идет стихийный процесс нарушения архитектурного облика зданий, в том числе и памятников истории и культуры». Позор, но импровизированные пристройки в виде, например, разномастных крылечек – распространенное явление. Что крылечки! Организации, размещающиеся в исторической зоне, произвольно меняют окраску зданий. Представляете, какой сумбур возникает, когда в здании несколько офисов? Так, цоколь дома №54 на улице Свободы имеет пять различных решений по цвету, материалу, конфигурации. Туристы подумают: архитектор приболел. «Это ж за родной город обидно!» – возмущаются участники заседания. Кстати, в числе причин, вызвавших многочисленные огрехи в архитектурном облике Ярославля, они назвали упразднение должностей главного архитектора и главного художника города. К столь же пагубным последствиям, по мнению комиссии, привело и прекращение деятельности общественного градостроительного и общественного художественного советов Ярославля. 

Только не подумайте, что в Общественной палате собрались любители красить все одним цветом, а уж тем более – черным. Комиссия отдала должное несомненным достижениям подготовительного периода: хорошо продвигается реконструкция Волжской набережной, продолжается реставрация Знаменской башни, завершается строительство Успенского собора и т. д. Но к фактам игнорирования высоких художественно-эстетических традиций Ярославля здесь отношение непримиримое. В один ряд закономерно ставятся и бессистемное точечное строительство в зоне ЮНЕСКО (по сведениям комиссии, свыше 30 домов возводятся без необходимых разрешений – в нарушение генерального плана). И некоторые «новые архитектурные перлы», не отвечающие элементарным требованиям, предъявляемым к объектам исторической застройки. 

Члены комиссии потрясают проектом зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ярославля, утвержденным правительством области. Им не возразишь. Однозначно документ запрещает строить в охранной зоне абы что и абы как. Но строят. Рекламу произвольного (в реальности фривольного) содержания он устанавливать запрещает. Но стоит – живописует «секс-топлес Катюшу» на заповедном перекрестке улицы Кирова и Депутатского переулка. 

Начальник управления инвестиционной деятельности и подготовки к 1000-летию города Ярославской мэрии Любовь Бабошкина, приглашенная на комиссию, ссылалась на объективные причины. В городе сейчас 757 незаконных конструкций и 278 самовольных. Их демонтировать – проблема. Действовать надо через арбитражный суд, а судебные органы – не автомат для очистки городских улиц. Производительность труда там – не самый главный показатель. На сегодня принято 10 решений в пользу мэрии, такая вот арифметика. Однако сопредседатель Ярославского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Анатолий Сергеев отклонил ее доводы: 

– Рекламой снабжены и объекты, принадлежащие муниципалитету. Тогда почему мы не можем принять меры к той или иной структуре города? Наконец, куда делась просветительская реклама с улицы Кирова, с других мест? Кто-то самовольно убрал?! Никогда не поверю. 

Аркадий Бобович, четверть века отработавший главным архитектором Ярославля, присутствовавший на заседании в качестве эксперта, уверенно высказался: 

– Чтобы навести порядок в центре, просто нужна воля. Не ваша, конечно, – добавил он, взглянув на Любовь Михайловну. – А руководства мэрии. 

Точка зрения экспертов (председатель – директор музея истории города Ярославля Владимир Извеков и другие члены комиссии ее разделяют): градостроительная деятельность в областном центре пущена на самотек. Нет системы контроля, ослаблена персональная ответственность за соблюдение уже принятых решений. В результате наружная реклама, предоставленная самой себе, полностью подчинена коммерции. Комиссия собирается обобщить рекомендации и довести до городских и областных властей. Потерять-то город мы не потеряем, но если так будет продолжаться, то узнает его не всякий. 

Владимир СЫРЦОВ

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе