Под знаком Меркурия

В бизнесмены я пойду – пусть меня научат!

Ярославль сегодня нередко называют городом студентов, и с наступлением нового учебного года тысячи молодых ярославцев вновь спешат в свои альма-матер. Однако и в прежние времена, в начале XX столетия, ярославцы вполне могли гордиться своими учебными заведениями. Как раз 100 лет назад – 4 сентября 1911 года – было открыто одно из самых престижных и востребованных училищ старого Ярославля. Называлось оно коммерческим и носило имя основателя нашего города князя Ярослава Мудрого.


За прилавок – с дипломом

Cто лет назад Ярославль по праву гордился званием Флоренции на Волге. Негоциантов на русский лад здесь всегда было немало: на каждом углу пестрели лавочки, шумела бойкая торговля, а уж в смекалке и предприимчивости нашим землякам не было равных. Тем не менее в эпоху промышленного бума для развития предпринимательской деятельности требовались не только опытные, но и грамотные работники. На рубеже XIX – XX столетий ярославцы всерьез задумались об открытии специальных курсов, где готовились бы квалифицированные кадры для торгово­-промышленных заведений губернии. Отцы города не могли не признать, что «открытие этих классов было бы весьма полезно, дав торговым служащим возможность пополнить недостаток образовательно­-теоретической подготовки».

Сказано – сделано: уже в 1898 году в Ярославле открылась Городская торговая школа – учебное заведение низшей ступени. Школа давала теоретическую и практическую подготовку для занятия должности приказчика или помощника бухгалтера. А выдержав дополнительный экзамен по латинскому языку, выпускник торговой школы мог претендовать на должность провизора в аптеке. Обучение здесь продолжалось в течение пяти лет и было платным, но от желающих поступить просто не было отбоя. Уже в первые три года небывалый наплыв абитуриентов поставил попечительский совет школы перед необходимостью открыть «II отделение» – то есть фактически обучение здесь проводилось в две смены.

Содержавшаяся на средства городской казны торговая школа едва ли окупала себя. Плата за обучение была небольшой, а малоимущие ученики (около 10%) и вовсе от нее освобождались. Расположенная в арендованном помещении на Ильинской площади торговая школа нуждалась в книгах, учебных пособиях и оборудовании. Обо всем этом городская дума не раз ходатайствовала перед министром финансов, однако ярославские меценаты откликнулись на призыв быстрее. Практический ум купца подсказывал, что средства, затраченные на обучение молодежи, окупятся сторицей, став залогом процветания предприятия в будущем веке. На рубеже XIX – XX столетий в Ярославской губернии на средства меценатов открывается целый ряд профессиональных учебных заведений, среди которых – техническое училище Н.П.Пастухова (открыто в 1900 году) в Ярославле, и аналогичное в Рыбинске, созданное на средства М.Е.Комарова, фельдшерская школа, речное училище, сельскохозяйственная школа… Поддерживая торговую школу, ярославские купцы решили не останавливаться на достигнутом и задумали создать в городе коммерческое училище средней ступени.


Тайна Меркурьева жезла

В 1911 году мечта ярославских негоциантов сбылась – Городское коммерческое училище, получившее впоследствии имя Ярослава Мудрого, было торжественно открыто. Председателем попечительского совета стал купец А.Ф. Вахрамеев, под руководством которого вскоре было начато возведение нового просторного здания для училища и торговой школы. Городские власти предоставили лишь пятую часть необходимой суммы, но местная бизнес­-элита не поскупилась на дело просвещения. Список лиц, предоставивших средства на постройку коммерческого училища, может служить краткой энциклопедией ярославского капитала начала XX века.


Солидные пожертвования были сделаны семьями Пастуховых, Оловянишниковых, Дунаевых… Здание, возведенное к 1914 году, оправдало самые смелые ожидания меценатов – архитектор Н.Д. Раевский возвел на Пробойной улице (ныне Советской) настоящий дворец. Здание училища было решено в величественных формах нео­классицизма, а парадный фасад архитектор дополнил роскошной лепниной. Если присмотреться, среди барельефов можно заметить изображение крылатого жезла – «кадуцея». По преданию, жезл этот является атрибутом бога Меркурия – признанного покровителя коммерции.

В 1914 году в здании справили новоселье и коммерческое училище, и торговая школа. Однако Первая мировая война задержала начало учебного года, а от заказанного за границей оборудования пришлось отказаться, обеспечив студентов лишь самыми необходимыми учебными пособиями. Тем не менее ярославское купечество не оставляло заботами свое детище. В штат преподавателей училища пригласили лучших педагогов Ярославля. На средства меценатов был создан стипендиальный фонд для беднейших учеников. Многие стипендии были именными – например, от А.Ф. Вахрамеева, П.А. Критского, Общества хоругвеносцев… Болезненным учащимся, «слабогрудным и малокровным» во время каникул предоставлялась бесплатная возможность поправить здоровье за городом – в детской колонии «Молодая жизнь». Как видим, пионерские лагеря вовсе не советское изобретение.


Битва за дворец

Восьмиклассное коммерческое училище давало среднее специальное образование, выпуская приказчиков, товароведов и бухгалтеров. В советский период на базе этого учебного заведения был создан промышленно-­экономический техникум (ныне коммерческий лицей). А вот c роскошным зданием учащимся пришлось попрощаться. Документы 20­х годов, сохранившиеся в ярославских архивах, свидетельствуют о самой настоящей войне, развернувшейся за этот дворец между различными организациями города.

Сразу после революции дом на Пробойной продолжал служить делу народного образования, вместив целый ряд учебных заведений, однако в 1919 году на него положило глаз Военное ведомство. Узнав о грядущем выселении, преподаватели и учащиеся просили оставить им хотя бы третий этаж, ссылаясь на необходимость сохранения «прекрасно оборудованных кабинетов, лабораторий и музея товароведения, которые создавались таким упорным трудом». Горисполком в «немалой озабоченности расширением всех наук на благо пролетариата» обещал сделать все возможное. Однако с Реввоенсоветом не поспоришь – здание коммерческого училища, как наиболее подходящее для казарм, было передано под размещение 2 тысяч красноармейцев.

Тем не менее многое из наследия коммерческого училища Ярослава Мудрого удалось спасти, и его преемник – техникум – еще долго считался лучшим в Ярославле. Ну а роскошному зданию, видимо, на роду написано было зваться дворцом. Спустя несколько лет в нем расположился Дворец труда, а с 1941 года – Дворец пионеров, где наверняка бывал хоть раз каждый ярославец. Детские голоса звучат здесь и сейчас – в наши дни в старинном здании живет Городской центр внешкольной работы.

Говорят, что крылатый жезл Меркурия, соединяя добро и зло, способен мирить врагов и открывать двери мудрости. Сложная судьба дома на Советской, прошедшая под этим знаком, служит тому подтверждением. Примиряя прошлое с настоящим, он, как и в начале XX столетия, делает ставку на инвестиции в будущее.


Мария АЛЕКСАНДРОВА

Городские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе