Севильский наказ

В конце июня в Испании состоялась 33-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Рассматривали состояние и сохранность объектов мирового культурного значения, в том числе исторического центра города Ярославля. В работе авторитетного международного органа принимала участие официальная делегация Ярославской области во главе с первым заместителем губернатора Владимиром Ковальчуком. Ярославцы отправлялись в Севилью со сложным чувством и, по правде, не исключали, что итоги поездки будут не вполне… конструктивными. А домой вернулись в приподнятом настроении.


По приезде Владимир Ковальчук не преминул отметить, что сессия выдалась «насыщенной и напряженной», обсуждение проходило «временами эмоционально, подчас даже на повышенных тонах». Однако в суховатой этой реплике отразились и удовлетворение сродни альпинистскому, когда покоряется сложнейший маршрут, и приличная толика гордости за свой регион. Ведь позиционная борьба мнений возникала в связи с почти что каждым из 145 объектов всемирного наследия, представленных на сессии. Кроме… историко-архитектурного комплекса Ярославля. Показательно, что отчет об историческом центре Ярославля, подготовленный специалистами Комитета и Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), был принят без публичного обсуждения.
Естественно, эксперты не обошли стороной стройплощадку Успенского собора на Стрелке Волги и Которосли. Сразу возникает вопрос: и не споткнулись?.. Мы в общей массе смутно представляем, сколько копий сломано вокруг будущего храма. Много. Но все происходило в России – комитеты и комиссии ЮНЕСКО никак в баталиях не отмечались.
Проект нового кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы в Ярославле на месте старого, разрушенного в 1937 году, был, к примеру, подвергнут жесточайшей критике на совместном заседании Российской академии архитектуры и строительных наук и комиссии по проблемам сохранения исторического наследия, реставрации и реконструкции памятников архитектуры Союза архитекторов России. Участники заседания даже потребовали прекращения строительства, вот какой сыр-бор разгорался.
Главная из причин интеллектуально-правовой драчки – несоответствие размеров сооружаемого собора габаритам исторического аналога. Он получается более чем на 10 метров превосходящим по высоте собор 1659 года рождения. Противники строительства убеждены: в результате нарушатся архитектурные пропорции исторического центра города и исторические речные панорамы, целостность восприятия заповедной части Ярославля будет утрачена.
Оппоненты в лице вице-президента Академии реставрации Виктора Виноградова и других доказывали, что внешний облик города за истекшие 70 лет уже претерпел значительные изменения, среди прочего и природно-ландшафт­ного характера. Вписать старую форму в новое содержание – не по-лу-чит-ся! Также напоминалось о благославлении строительства собора, данном Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Увы, все доводы отвергались на корню.
Борьба шла – стройка стояла. Так бы и приблизились мы к 1000-летию Ярославля, имея кирпичный остов вместо храма, но тут проявились недюжинные организационные способности Сергея Алексеевича Вахрукова. Едва вступив в должность, новый губернатор проявил максимум внимания к почти безнадежной ситуации. Его такт, его способность генерировать идеи, находить точки соприкосновения при, казалось, антагонистических позициях спорщиков принесли результат. Повлияли и частые деловые контакты губернатора с министром культуры РФ Александром Авдеевым. Работы возобновились.

А что ЮНЕСКО, которое использовалось противниками возводимого собора в качестве жупела? Мол, приедут эксперты – ужо зададут перцу! К каким выводам здесь склоняются, изучив положение дел на месте?
Как сообщил первый заместитель губернатора, в отчете, одобренном Комитетом всемирного наследия, зафиксировано: проекты реставрации и реконструкции, приуроченные к празднованию 1000-летия Ярославля, «не представляют угрозы для выдающейся универсальной ценности объекта». Неужели все?! Как говорится, точки расставлены.
Нет, разумеется. Конкретно о строительстве Успенского кафедрального собора говорится, что оно таки изменило «целостность визуального восприятия и подлинность панорамы исторического центра». А дальше: «Это изменение несет в себе опасность использования нового собора в качестве образца для корректировки существующего ограничения высоты застройки на территории исторического центра в сторону увеличения».
– Мы разделяем такую озабоченность, – прокомментировал Владимир Ковальчук. – Но здесь многое будет зависеть от нас. В правительстве области поддер­живают резолюцию комитета ЮНЕСКО о тщательной проверке проектов градостроительного планирования. В обязательном порядке будем это делать вместе с мэрией Ярославля.
Владимиру Николаевичу импонировало доброжелательное отношение руководства ЮНЕСКО к инвестиционным проектам, реализуемым в Ярославской области. Их оценка – позитивная. Она подтверждает рейтинговые обзоры авторитетного журнала «Форбс», поставившего Ярославль на 15-е место в списке городов России, наиболее привлекательных для инвестирования. Отсюда безукоризненно логичным воспринимается указание комитета сделать процесс градостроительного планирования и принятия решения прозрачным для общественности. Последнее – один к одному соответствует требованиям губернатора Сергея Вахрукова. Есть, значит, возможности для конструктивного сотрудничества. Конечно, работы предстоит много, и за нами по-прежнему будут с пристрастием наблюдать. Но важно, что наши усилия оценены по достоинству. На фоне критики, которой подверглись такие города, как Санкт-Петербург и Дрезден, это обнадеживает. Мы на верном пути в деле сохранения исторического и культурного наследия.
– Другой совет касается ограничения наружной рекламы на центральных улицах и площадях. Кто бы спорил?! – удивляется Владимир Ковальчук. – Позиция международной организации станет дополнительным аргументом при наведении элементарного порядка на рынке наружной рекламы Ярославля.

Юность
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе