И парков нет – одни деревья

Разговор о том, каким должен быть зелёный наряд Ярославля, мы начали публикацией «Здравствуй, полысевший город!» («Северный край» за 21 января). В завязавшейся на страницах газеты дискуссии уже приняли участие наши читатели Ольга Белова («Трудно дереву в городе», номер за 23 января) и Эльга Крутикова («Горькая исповедь патриотки Ярославля», номер за 9 февраля). Сегодня тему продолжает постоянный автор «Северного края» Вадим СВИРИДОВ.


НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ
Можно представить себе, как трудно приходится работникам «Горзеленхозстроя» находиться под «обстрелом» всевидящих жителей города, считающих себя специалистами в вопросах озеленения. Такая вот у озеленителей работа, что любой может легко их обидеть, что охотно и делается.
Прежде всего давайте посмотрим, справедливо ли утверждение, охотно повторяемое многими, что Ярославль в 60-е годы официально признавался самым зелёным городом на Волге. Так вот, такого не было никогда! Да, город наш занимал первые места по озеленению, благоустройству и чистоте в РСФСР (теперь это Россия). Но эти первые места не означали, что город был самым зелёным. Мы больше других сажали на душу населения маленьких и тоненьких деревцев и кустарников, больше других разбивали клумб и цветников, хорошо благоустраивали дворы и дороги и лучше всех мели улицы. Это было то время, когда пионеры и школьники, рабочие и служащие (с трудом вспомнил это словосочетание) на субботниках закладывали парки, озеленяли большие свободные территории и пустыри.
Перечисление того, что было сделано, и сегодня впечатляет. Были засажены песчаные остров и пойма реки Которосли намытые земснарядом. Были засажены Стрелка и Которосльная набережная, большинство центральных улиц города. В этом может убедиться любой, кто различает 30 – 40-летние деревья. Огромные пространства приобрели зелёный наряд у радиозавода, нефтебазы, судостроительного завода, в посёлках Резинотехника и Нефтестрой. Парк моторного завода, большая часть проспекта Ленина, площадь у завода топливной аппаратуры, стадион «Шинник», вокзал Ярославль-Главный и много-много других мест преобразилось до неузнаваемости. Все дворы домов-«хрущёвок», а это целые районы, были засажены в 60 – 70 годы.
И вот все эти деревья выросли, сделав наш город, быть может, самым зелёным на Волге. Да, Ярославль никогда не был таким зелёным, как сейчас! Мне кажется, что осознание этого многое может поставить на свои места в дискуссии об озеленении, так как это – отправная точка всех рассуждений. Мне кажется, своим зелёным городом мы можем гордиться.
ЧТО ТАКОЕ – ЗЕЛЁНЫЙ ЩИТ
На страницах газеты уважаемые люди пугают нас сложными выкладками, доказывая, что сегодня город теряет свой зелёный щит, и в основном – от деятельности озеленителей. На примере удаления сотни совсем старых и очень высоких деревьев в детском парке на проспекте Ленина и единичных деревьев в других местах в центре города показывается якобы варварское отношение к природе. Похоже, при этом не учитывают, что парк был заложен ещё до войны и перерос, высоко вверху сомкнувшись кронами часто посаженных деревьев. Думаю, что для парка и для детей такая разрядка посадок стала благом. Там хоть немного стало проглядывать солнце, и начали расти цветы и трава. И город не заметил потери этих деревьев.
В сегодняшних дискуссиях город Ярославль в целом часто отождествляют с центром или Кировским районом и на их примере делают выводы по озеленению во всём городе. Такой подход совершенно неправильный.
Утверждается, что площадь озеленения у нас составляет всего 17 процентов от площади города. В методику расчёта входят зелёные площади парков, скверов, зелёных зон, больших садовых участков и городских лесных массивов, которых у нас немного. При этом совсем не учитываются зелёные насаждения на улицах, во дворах, у частных домов, на пустырях и во всех прочих местах. А ведь именно глядя на эти места люди судят – зелёный город или нет. Площадь этих посадок огромная, но на цифру озеленения она не влияет. Вот такой парадокс.
Получается, что для увеличения процента озеленения нам надо засаживать растениями новые огромные территории, которые должны предусматриваться генеральным планом развития города. Если таких зон не выделено, никакие озеленители ничего не сделают. Но даже в то время, когда земля ничего не стоила, такие зоны почти не выделялись. Даже основной промышленный район не отделён зелёной зоной от жилого района Брагино. Само Брагино застроено сплошным массивом без разделения широкими лесопарковыми полосами. То же самое мы видим на Нефтестрое, Суздалке, в Заволжском районе. Никаких буферных зон здесь не предусматривалось, чтобы отделить от города нефтеперегонный завод. И сегодня что-то мешает создать лесопарк на бывших полях совхоза «Новосёлки», где ещё недавно паслись стада, а сейчас эта территория стала поглощаться строительством торговых комплексов. Почему-то не создаётся культурный лесопарк на бывшем военном аэродроме – там тоже вовсю разворачивается строительство.
Мы можем взять для себя за образцы озеленение городов Западной Европы, где не гонятся за частотой посадок, скорее наоборот. Знаменитый лондонский Гайд-парк – это дорожки, стриженные лужайки и редкие отдельные деревья. А у нас ни одной лужайки в городе нет, потому что кто-то считает – везде должны расти одни деревья. Большая часть наших посадок достигла или скоро достигнет предельного возраста либо предельно допустимой высоты. Что при этом нужно делать – все понимают.
Кто-то выдвинул такой дет­ский клич: «Срубил дерево – посади два». Но очевидно, что деревьев в любом месте должно быть определённое оптимальное количество, ни больше, ни меньше. При этом должна присутствовать культура в озеленении, которую мы не везде видим. Приезжие люди сразу обращают внимание на запущенность города.
ОЗЕЛЕНЕНИЕ
И АРХИТЕКТУРА
Озеленение должно подчёркивать красоту города, а не являться самоцелью, поэтому в исторической части Ярославля особенно строго нужно подходить к количеству деревьев и их высоте. Обрезка, которую несколько лет назад провёл «Горзеленхозстрой» на улицах Советской, Андропова, Кирова, Волжской набережной вернула нам скрытую красоту этих мест, перспективу городских пространств. Это было смелое решение. Некоторые люди возмущаются: как это для открытия архитектуры зданий сносят деревья или обрезают их. Мне кажется, нельзя находиться в плену у деревьев. Городские посадки нельзя превращать в лес. В лесу нам ни одно дерево не мешает, а здесь и одно, бывает, вредит.
Что главнее: дерево, которое закрывает памятник, или сам памятник? Для чего едут к нам туристы? По себе знаю: не для того, чтобы бродить по тенистым аллеям. Самым главным и самым ценным туристическим продуктом являются виды. Куда только не забираются люди ради красивого вида! А если деревья внизу набережной закрывают нам вид на Волгу, то для чего нам эти деревья? Нужна ли нам дикая роща, закрывающая вид на замечательный церковный ансамбль в Коровниках? Хорошо ли, что деревья закрывают громаду нового Успенского собора? А посмотрите, как заиграл открывшимся великолепием Губернаторский дом – художест­венный музей, когда убрали высокие липы. К тому же корневая система лип разрушала фундаменты здания.
И сирень в ограде церкви Ильи Пророка разрушала её фундамент. Корни растений сильно проникают в кирпичную кладку на известковом растворе, поэтому всем старым строениям близко растущие деревья сильно вредят. Если не принимать меры по защите строений, то деревья вырастут и на крыше, как та берёзка, что прижилась, к нашему стыду, на фронтоне Волковского театра.
ОЗЕЛЕНЕНИЕ
И АВТОМОБИЛИ
Словосочетание «автомобильный смог» пришло из Лондона, где в 1947 году за один день погибло от удушья 4000 человек. Это произошло зимой в одной из самых зелёных столиц мира. Сегодня и у нас автомобиль стал основным загрязнителем воздуха, и его негативное воздействие с годами нарастает.
На старых фотографиях Ярославля видно, что деревьев на улицах почти нет. Почему же так было? Кто-то делает вывод: вокруг были сплошные леса, и поэтому воздух был такой, что не надышишься. Но существовала и другая причина: в городе было печное отопление, и деревья способствовали бы созданию невыносимой атмосферы. Город должен был продуваться ветрами, уносящими дым.
Сегодня роль печных труб играют выхлопные трубы автомобилей. И вот тут встаёт вопрос: а всегда ли нам помогают деревья? Большинство считает, что всегда. Однако ответ совсем не однозначный, потому что в каких-то случаях кроны деревьев создают застой воздуха и не способствуют выносу автомобильных выхлопов за пределы улицы и города. Когда вокруг дымят автомобили, наши надежды на сиюминутное поглощение листвой углекислого газа совершенно не оправданы, поскольку кислород деревья выделяют только ночью. Вообще вопрос эффективности зелёных насаждений достаточно сложный, зависящий от ширины улиц и дорог, от плотности посадок, от расстояния их от домов, тротуаров, от высоты деревьев и кустарников, от погодных условий и т. д. В этом вопросе надо полагаться не на общественное мнение, а на выводы специалистов, вооружённых знаниями и приборами.
У нас в центре есть очень узкие улицы, где проезжая часть совсем небольшая. Здесь машины с трудом разъезжаются, при этом больше стоят, чем едут, и много раз трогаются с места. При таком режиме автомобили выбрасывают в воздух в несколько раз больше вредных веществ, чем при быстрой езде. (Кстати, «лежачие полицейские» в этом смысле тоже вредят). Напрашивается необходимость реконструкции некоторых улиц, их расширения, может быть, даже за счёт растущих деревьев, особенно там, где они растут в два ряда. От такой незначительной потери деревьев для города будет только польза. А что делать? Нужно приспосабливаться к новым условиям, учитывая нарастающий поток проклятых автомобилей.
И ещё. Так, восхваляемые многими тополя имеют серьёзные недостатки. Они очень быст­ро растут и дряхлеют, потому требуют частой замены. Кроме этого ветви их такие хрупкие, что при грозах и шквалистых ветрах ломаются и падают на что попало. В основном достаётся автомобилям. Без постоянной обрезки здесь не обойтись, а лучше всего – не сажать тополя на улицах и магистралях, да и во дворах тоже.
ОЗЕЛЕНЕНИЕ
И ЖИЛЫЕ ДОМА
Большая часть жилых районов Ярославля озеленялась 30 – 40 лет назад. Обычно жители сами засаживали дворы, при этом, бывало, сажали деревья как попало, без всяких правил, не соблюдая расстояния и между ними, и от стен домов, не задумываясь, южная сторона это или северная. Посадочный материал брали самый разный, в основном тополь, любая палка которого приживается у нас так же легко, как оглобля в курском чернозёме. Пока деревья были молодые и курчавые, всё было хорошо и красиво. Но тополя растут очень быстро. В некоторых местах они вымахали до крыш девятиэтажных домов! Многие «зелёные насаждения» стали избыточными, приобрели дикий, запущенный вид.
В наших дворах и на улицах наросло так много дров, что «Ярзеленхозстрой» не справляется. Чтобы спилить всё лишнее, им потребуется лет 50. Хоть зону для лесоповала открывай. Это, конечно, шутка, но рабочих для такого «озеленения» требуется очень много.
Вырубать и сажать нужно одновременно. Должна возникнуть естественная гармония в посадке и вырубке, со звуками торжественной симфонии, исполняемой и жужжащей бензопилой, и звонкой лопатой.
Существует ещё одна острая проблема, связанная с автомобилями. Сейчас во многих семьях есть машина, а то и две, и им не хватает места во дворе не только для стоянки, но даже для остановки, разворота и разъезда со встречной машиной. Даже десять лет назад дворы не рассчитывались на такой автомобильный бум. И вот теперь машины заезжают на тротуары и на газоны, что вызывает справедливое недовольство жителей, в основном «безлошадных». А не лучше ли договориться и реконструировать дворы, отдать заезженную часть газонов для стоянки машин. Тогда всем будет хорошо. Похоже, в нашей быстро меняющейся жизни от этого никуда не уйти.
В заключение нужно сказать, что не всё в деятельности «Горзеленхозстроя» может найти поддержку. Та же обрезка больших деревьев до ствола страшно портит вид города. Должно пройти несколько лет пока эти обрубки закудрявятся. Обрезка деревьев на проспекте Ленина явно напрасна, так как высокие деревья там никому особо не мешали. В некоторых местах лучше не обрезать, а сносить старые деревья полностью и сажать на их место новые, достаточно взрослые деревья вместе с землёй, как когда-то было сделано на улице Кирова.
И ещё. У нас сажается очень мало низкорослых деревьев и кустарников, создающих заслон от автотранспорта, мало разбивается цветников и клумб, особенно на периферии города.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе