Как башням Кремля дали по звезде

75 лет назад на башнях Московского Кремля появились звезды. Однако первые пятиконечники светили недолго – те рубиновые звезды, которые мы привыкли видеть на открытках и фотографиях, зажглись лишь два года спустя.

«Орлы не вписались в новую реальность»

Без малого два века на башнях Кремля, где сейчас горят рубиновые звезды, «сидели» орлы.

– С середины XVII века они украшали четыре самые красивые башни Кремля – Спасскую, Никольскую, Троицкую и Боровицкую, – рассказывает Петр Конкин, старший научный сотрудник Музея Москвы. – Но после революции 1917 года Красная площадь стала местом проведения демонстраций трудящихся, военных и спортивных парадов, и символы российского самодержавия не очень-то вписывались в новую реальность.
Есть две легенды, касающиеся судьбы кремлевских орлов: по одной, идея убрать птиц принадлежала Сталину, по другой – московским рабочим. В 1924 году они написали в Совнарком письмо: мол, на дворе уже семь лет другая жизнь, а тут – орлы. Как-то не по-советски! В качестве альтернативы они предложили серп и молот – с 1923 года символ рабоче-крестьянского союза вместе с пятиконечной звездой изображался на Государственном флаге СССР. Но скорее всего о демонтаже двуглавых орлов в верхах задумывались и раньше, просто молодая Советская страна к большим тратам готова не была. Поэтому птиц с их насиженных мест не сгоняли еще 11 лет – все это время орлы наблюдали с кремлевских башен за тем, как внизу строилось светлое будущее.

Лишь в августе 1935 года политбюро «приговорило» орлов: вместо них решено было водрузить на башни пятиконечные звезды. Правда, Сталин не стал торопиться, поинтересовался мнением московских историков о ценности птиц. Историки изучили архивы и выяснили, что позолоченных орлов меняли часто, так что исторической ценности в них никакой.

Решение политбюро снять орлов было опубликовано в газетах, после чего работа закипела – нужно было придумать эскизы звезд, сделать их и водрузить к 18-й годовщине Октябрьской революции. Счет шел на дни, времени оставалось чуть больше двух месяцев. Сталин утвердил работу Федора Федоровского, который в те годы был главным художником-декоратором Большого театра и знал толк в размерах. Федоровский рассчитал вес каждой звезды и нарисовал эскизы, а главные украшения – серп и молот – предложил инкрустировать драгоценными камнями.

Кремлевские флюгера

Кремлевские звезды делались с имперским размахом: над ними трудились три десятка предприятий и несколько тысяч человек самых разных специальностей. Ответить надо было на сотни вопросов: как укрепить? из чего делать? как поднимать?..

Решено было использовать нержавеющую сталь и красную медь – звезды собирались «зажечь» на века. Когда пришло время покрывать их позолотой, специально сконструировали ванны объемом в 5–6 тысяч литров.
Готовые звезды серьезно испытывали на прочность – ветром, жарой, холодом, водой. 23 октября их выставили на всеобщее обозрение в парке культуры имени Горького. Меры по охране были приняты самые серьезные: шутка ли – четыре звезды были усеяны почти 10.000 драгоценных камней. Вот как описывали это событие в «Известиях»: «Зажглись прожекторы, и на бархатном фоне неба вспыхнула россыпь аметистов и хризолитов, аквамаринов и топазов. Возле этих высокохудожественных изделий из меди, стали и золота стоят угрюмые, покоробившиеся, грубо склепанные из железа орлы. Дряхлые, насквозь проржавленные хищники выглядят убого и жалко. Символическое зрелище».

Уже на следующий день первая звезда с помощью блоков, канатов и специально сконструированного крана была водружена на Спасскую башню Кремля. Последняя же появилась на Боровицкой башне 27 октября. Все пятиконечники «посадили» на подшипники – так они могли и поворачиваться при сильных порывах ветра, и прочнее держаться, ведь высота каждой звезды достигала 5 метров, а вес – 1500 килограммов. В свете солнца и прожекторов драгоценности сверкали и производили колоссальное впечатление. Тогда никто не подозревал, что построенные «на века» звезды протянут всего два года.

«Великие усилия великого народа»

Несмотря на серьезные лабораторные испытания, звезды потускнели из-за пыли, дождей и снега. Даже направленные на звезды прожекторы не смогли их «зажечь». Снизу они казались траурными угольками – будто кто-то справлял поминки то ли по имперскому прошлому, то ли по советскому будущему. В мае 1937 года политбюро приняло решение звезды заменить.

На уши – в буквальном смысле – были поставлены самые лучшие специалисты и крупные заводы. Каждый из тех, кто работал над новыми звездами, понимал, что сам ходит под серпом и молотом. Нужно было придумать такой сплав, который бы смог устоять перед «вихрями враждебными».

– Инженеры решили, что звезды должны освещаться лампами изнутри, – рассказывает Петр Конкин. – Поэтому было предложено делать их из стекла. Выбрали самое прочное, рубиновое.

Варили его в донецком городе Константиновке, на заводе «Автостекло». В 1934 году местные мастера уже отличились тем, что придумали высокопрочное стекло, которому впоследствии дали название «сталинит». О том, как варили стекло для кремлевских звезд, рассказал в своей книге «История Константиновки» один из основателей городского краеведческого музея Борис Донцов: «Сочный красный цвет разных оттенков придают стеклу добавки золота или меди в плавку, но оба способа были неприемлемы. Золото очень дорого, а медь не давала сочности и нужного оттенка. Было известно также то, что рубиновый цвет дают добавки селена и кадмия. Работы по получению рубинового стекла велись под руководством профессора Китайгородского в Государственном институте стекла в 1933–1934 годах. Но это были чисто лабораторные опыты. Для кремлевских звезд было заказано 500 квадратных метров рубинового стекла размерами отдельных листов от 2 до 20 квадратных метров. Такого в лаборатории не сделать. Константиновцы, взяв за основу работы Китайгородского, провели сотни опытных лабораторных плавок. Варка окончилась 20 сентября 1937 года».
Усовершенствованные пятиконечники появились на кремлевских башнях 2 ноября 1937 года. Теперь к четырем звездам добавилась еще одна – для Водовзводной башни. Новые пятиконечники сделаны из двух стеклянных слоев: рубинового снаружи и молочного внутри, который скрывает лампы мощностью от 3,7 до 5 тысяч ватт. Чтобы звезды не перегревались, в них постоянно работают вентиляторы. Рубиновые светила моют раз в несколько лет. Потрескавшееся стекло меняют еще реже. Кстати, единственная из первых кремлевских звезд, дожившая до наших дней, сейчас венчает шпиль Северного речного вокзала в Москве.

Установка рубиновых звезд обошлась без шума и пыли – газеты молчали. Лишь 6 ноября 1937 года в «Правде» было напечатано письмо лидера испанских коммунистов Долорес Ибаррури: «Нам теперь смешны клюв и когти двуглавых птиц. Ибо сейчас на кремлевских башнях сияют красные звезды, символ нового мира, который создан на обломках прошлого великими усилиями великого народа».
Насчет орлов можно поспорить. Насчет народа – нет.

Пустовойтов Сергей

Собеседник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе