Храма не имут

Православный храм в Париже меняет облик

Новый проект российского духовно-культурного центра на набережной Бранли в Париже практически завершен. Архитектор Жан-Мишель Вильмотт представит его публике до конца года. 

Прежний проект пятиглавого храма под стеклянной крышей (с которым российско-французская команда во главе с испанским архитектором Мануэлем Нуньесом-Яновским победила на международном конкурсе 2011 года), едва не рассоривший Москву и Париж, больше не возродится. Рассказывают МАРИЯ Ъ-СИДЕЛЬНИКОВА и АЛЕКСЕЙ Ъ-ТАРХАНОВ.

О том, что проект, предложенный в 2011 году русско-французской командой во главе с Мануэлем Нуньесом-Яновским, будет радикально переделан, управление делами президента РФ объявило еще весной. Это стало результатом переговоров, которые президент Франции Франсуа Олланд провел во время своего визита в Москву. Господин Олланд пообещал тогда, что Франция выполнит взятые на себя в 2010 году обязательства, однако в намерения французов явно не входило сохранение проекта-победителя.

Храм с пятью куполами и стеклянной крышей-покровом выглядел довольно странно и напугал архитектурных критиков, но зато получил благословение президента России Владимира Путина и патриарха Кирилла с одной стороны и президента Франции, которым тогда был Никола Саркози, и мэра Парижа Бертрана Деланоэ с другой.

Дело оставалось, как тогда казалось, за малым: получить разрешение префектуры Парижа. В конце 2012 года строительство должно было уже начаться. Но вскоре у проекта-победителя начались проблемы. Сначала из команды убрали российских архитекторов, а мэр Парижа неожиданно раскритиковал проект, призвав не допустить строительства, затем во Франции состоялись президентские выборы, к власти пришли социалисты. Вероятно, это сыграло важную роль в судьбе будущего православного храма. Его строительство одобрил Никола Саркози — этого было достаточно для того, чтобы его не захотел Франсуа Олланд.

В ноябре прошлого года стало окончательно ясно, что Франция не намерена выдавать разрешение на строительство храма в первоначальном виде. Версия мэра Парижа, согласно которой проект Мануэля Нуньеса-Яновского не соответствует архитектурному облику набережных Сены (и к которой еще полгода назад в Москве никто серьезно не относился), стала официальной. Россия либо отзывает заявку, либо получает отказ — Париж был категоричен. Москва была вынуждена согласиться, и российский посол во Франции Александр Орлов забрал заявку из префектуры Парижа на доработку.

Именно на этом этапе появилось имя архитектора Жан-Мишеля Вильмотта. Вместе с "Моспректом-2" в 2011 году он участвовал в конкурсе. В первом туре господин Вильмотт замыкал десятку, во втором вырвался в фавориты. Его проект был куда проще, без той странной попытки скрестить авангард и православие, которая принесла победу испанцу, но в итоге сыграла против его предложений. Жан-Мишеля Вильмотта экстренно ввели в команду Мануэля Нуньеса-Яновского для "приведения проекта в соответствие с предъявленными к нему специфическими требованиями".

Господа Нуньес-Яновский и Вильмотт должны были, по официальной версии, работать вместе над "устранением технических несоответствий", но сотрудничество не продлилось долго. Жан-Мишель Вильмотт заявил, что существующий проект переработать невозможно, и Россия и Франция сошлись на том, что надо начать с нуля.

Новым главным архитектором, ответственным за проект, стал Жан-Мишель Вильмотт. Он француз — это полностью устраивало парижских чиновников, но и в России его знают не понаслышке. Бюро Wilmotte & Associes сегодня работает над проектами развития московской агломерации "Большая Москва", его мастерская выиграла конкурс на Европейский университет в Санкт-Петербурге ("Ъ" писал об этом 12 сентября). Кандидатура явно устраивала обе стороны.

Узнав об этом, Мануэль Нуньес-Яновский решил подать в суд сразу на всех: на мэра Парижа, министра культуры Орели Филиппетти и своего партнера Вильмотта, который неожиданно для него стал соперником. В беседе с корреспондентом "Ъ" он сказал, что подал бы в суд и на Франсуа Олланда, если бы того не защищал президентский иммунитет. Господин Нуньес-Яновский подчеркнул, что не сердится на Российскую Федерацию, но считает, что с ним могли бы "поступить элегантнее" и предложить компенсацию в виде проекта "в Караганде, на Сахалине, во Владивостоке... Россия огромная". Первое судебное заседание уже состоялось в Париже.

Жан-Мишель Вильмотт подтвердил "Ъ", что проект завершен и находится на утверждении, но понадобится еще не менее двух месяцев для того, чтобы показать его публике. Он не верит в успех судебных претензий Мануэля Нуньеса-Яновского и считает, что старый проект не возродится. О том, как будет выглядеть его русский центр, господин Вильмотт говорить не стал, заметив лишь, что проект ни в коем случае не будет таким экстравагантным, как прежний.

МАРИЯ Ъ-СИДЕЛЬНИКОВА и АЛЕКСЕЙ Ъ-ТАРХАНОВ

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе