Культурная революция

Губернатор Пермского края Олег Чиркунов пообещал к 2016 году сделать из Перми культурную столицу всей Европы. Оппозиция не поверила.

Выступая на международном форуме «Культура: миссия, перспективы, модели развития. 2010 год», Олег Чиркунов в очередной раз подтвердил, что взятая им миссия по превращению Перми в культурную столицу остается актуальной. Причем очевидно, что амбиции со временем только растут – если до этого момента речь шла о «культурной столице России», то теперь Чиркунов замахнулся уже на всю Европу. «Я отдаю себе отчет в реакции скептиков, потому что я не хуже их знаю, почему это невозможно. В том числе и по формальным вещам. Потому что в соответствии с установленными нормами культурной столицей Европы может стать только город из страны, входящей в ЕС. Но я знаю, почему это возможно. Может оказаться так, что в этом проекте будут заинтересованы самые различные стороны, в том числе наша федеральная власть», – заявил глава региона.

О преобразовании имиджа города речь идет уже давно. Еще Никита Белых, в свою бытность вице-губернатором Пермского края, одной из основных задач называл разрушение облика Перми как «индустриального города», в котором жизнь значительной части населения вращается вокруг промышленных предприятий и незатейливого досуга, состоящего из употребления алкоголя и посещения ночных клубов. А облик у Перми был (и пока остается) во многом именно таковым. Не зря английские корреспонденты, привезенные сюда принцем Майклом Кентским в 2005 году, долго изумлялись, «почему у вас университет находится рядом с тюрьмой» (тюрьмой им показался завод имени Дзержинского). И «почему на набережной торчат заводские трубы, а не парки для прогулок». Свои впечатления журналисты излили на страницы английских газет, написав, что «посетили Пермь – небольшую железнодорожную станцию на окраине сибирских степей».

Первую попытку найти новую идею для позиционирования региона местные власти совершили в 2006 году. Тогда министр культуры Олег Ощепков и вице-губернатор Пермского края Никита Белых выступили с идеей использовать археологический термин «пермский период» в качестве туристического бренда. Аналогом американского Диснейленда должен был стать местный «Парк пермского периода» – с моделями ископаемых ящеров и прочими чудесами. Но Белых неожиданно возглавил «Союз правых сил» и уехал в Москву, а Ощепков вернулся в бизнес. Частных инвесторов на строительство парка не нашлось, и идея умерла.

Вторую попытку по преображению города предпринял губернатор Олег Чиркунов, включив в 2009 году проект «Большая Пермь» в свой список «семи важных дел губернатора». На этот раз речь шла уже не только о поиске новой маркетинговой идеи, а о глобальном пересмотре подходов к развитию Перми. 25 сентября 2008 года в жизни столицы Пермского края начался новый этап. Известный московский галерист Марат Гельман привез в Пермь выставку «Русское бедное», которая с фурором прошла в пустующем здании Речного вокзала. За время выставки Гельман собрал значительное количество как восторженных отзывов, так и проклятий. А главным ее итогом стало превращение здания Речного вокзала в Музей современного искусства PERMM. В краевой бюджет 2009 года руководство региона внесло поправку, предусматривающую выделение 36 млн рублей на ремонт здания. И с этого же момента в крае началась война между «местными» и «приезжими» деятелями культуры. Партию «местных» возглавил известный писатель Алексей Иванов, а со стороны «приезжих» стали сражаться Марат Гельман и министр культуры Пермского края Борис Мильграм.

Надо понимать, что это война не только за принципы и идеи – правительство региона готово вкладывать «в культуру» серьезные деньги. Так, только на Музей современного искусства в 2010 году Олег Чиркунов предлагает израсходовать 153,4 млн рублей, а в последующие два года – еще по 20 млн рублей. Расходы «на системное информирование в СМИ о мероприятиях в сфере культуры и искусства» предложено увеличивать на 8,3 млн рублей ежегодно. На мероприятия, «направленные на повышение инвестиционной привлекательности и качества жизни в Пермском крае», предлагается добавить 62,6 млн рублей в 2010−м, 46,8 млн рублей в 2011−м и 48,9 млн рублей в 2012 году. При этом расходы на мероприятия «по выявлению, изучению, охране, реставрации памятников истории и культуры регионального значения, научным исследованиям археологических памятников» предложено уменьшить на 3,6 млн рублей, 4 млн и 4,2 млн рублей (в 2010, 2011 и 2012 годах соответственно). Уменьшаются и расходы на развитие самодеятельного творчества, причем именно на ту сумму, которая добавляется на расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности министра культуры – 593,7 тыс. рублей ежегодно. Устно введение этой поправки было мотивировано тем, что Борис Мильграм «много ездит в командировки».

Такие цифры вызвали шквал претензий и упреков со стороны местных деятелей культуры. «Пермская власть совершенно справедливо желает сделать Пермь современной в культурном отношении, но делает это самым простым способом. Покупает в Москве коллекции актуального искусства московского галериста Марата Гельмана и перевозит их в Пермь вместе с Гельманом. В местной культуре существует огромное количество проблем из-за недофинансирования, а Музей современного искусства пожирает огромное количество денег, практически все средства местной культуры. Почему все отдается москвичам, а местным — ничего?» – вопрошает Алексей Иванов. Когда же стало известно, что Гельман получил Строгановскую премию, Иванов (получивший эту премию – 10 тыс. долларов еще в 2007 году) в качестве акции протеста перечислил все средства от премии в фонд Усольского музея.

А на днях к идеологической войне против губернатора подключились местные архитекторы. 19 февраля 2010 года они опубликовали в краевой газете «Звезда» открытое письмо, где обвинили Чиркунова в предвзятости и растрате бюджетных средств, а голландских коллег-архитекторов из компании КСАР – в бездарности и зашоренности. Дело в том, что еще в 2007 году губернатор озадачился созданием мастер-плана Перми – документа, который служил бы основой для дальнейшего развития города. К разработке плана была привлечена КСАР. В итоге голландский архитектор Кес Кристиаанс приехал в Пермь вместе со своими студентами. В столице края они несколько месяцев изучали особенности местной архитектуры и планировки. Даже измеряли ширину улиц. А потом отбыли обратно – готовить мастер-план. И вот в декабре 2009−го документ, за который краевая власть заплатила 400 млн рублей, был презентован обществу. Общество, как ему и положено, единого мнения не выразило. А пермские архитекторы – выразили:

«Всем понятно — город, образно говоря, болен. Систематическое общение с нашими коллегами из Голландии при работе над мастер-планом Перми заставило нас неоднократно удивляться. Мы видим, что „доктора” ставят неверный „диагноз” больному. Больше того, кажется, что они приехали с заранее заготовленными „диагнозом” и „рецептами”. Но приехали не к тому пациенту. Ибо и по сей день они видят наш город как однобережный и компактный. И объяснить нам, почему они „черное” называют „белым”, не желают. Но сколько бы они ни повторяли заклинание о том, что „Пермь – город однобережный и компактный”, он таковым не станет. Пермь надо „лечить” такой, какая она есть. Ведь правобережная часть города – от Гайвы до Крыма – тоже Пермь. Там люди живут и трудятся, они – дети Перми, а не пасынки», – говорится в письме, под которым стоит 13 фамилий архитекторов и планировщиков, работающих в Перми.

Впрочем, сегодня начальник архитектурно-планировочного отдела Перми Олег Горюнов заявил, что «архитекторы подписывали фактически чистый лист и не знали, каким именно будет окончательный вариант текста письма». Таким образом, страсти накаляются. И хотя не факт, что к 2016 году или вообще когда-нибудь Пермь станет «культурной столицей Европы», в актив губернатору Чиркунову можно занести главное – своими действиями по привлечению «варягов» он создал конкурентную среду, актуализировав саму проблему культуры и имиджа региона и сделав эти темы одними из самых обсуждаемых в пермском обществе.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе