Купцы с Железной улицы

Рубрика «Ярославский променад», рассказывающая о старинных улицах Ярославля, находит отклик у наших читателей. Недавно в редакцию поступила просьба рассказать об истории улицы Кооперативной. Как оказалось, в ее прошлом скрывается немало интересных фактов, и вплоть до наших дней здесь сохранились купеческие дома, заложенные еще в XVIII веке.

Под защитой Космы и Дамиана

В дореволюционном Ярославле эту улицу величали Железной. Название это существовало со времен Средневековья, напоминая о живших здесь кузнецах. Не случайно одна из двух церквей, возведенных в начале улицы, была посвящена святым Косме и Дамиану – покровителям кузнечного промысла. Главный храм прихода был Крестовоздвиженским, и именно в честь него получили название Воздвиженская улица, а также переулок и спуск, ставшие в наше время Флотскими. Поначалу церкви были деревянными, но в 1675 – 1722 годах были отстроены в камне. «Обезглавленные» революцией, они дошли до нас в искаженном виде, но уцелевшие элементы декора напоминают о том, каким нарядным был прежде этот храмовый ансамбль.

Богатые прихожане не скупились на церковное благолепие. На колокольне, стоявшей в углу церковного двора, имелись даже «часы железные, устроенные на немецкий манер». В начале XVIII столетия купцы Викулины (речь о них пойдет позже) пригласили для росписи Воздвиженского храма лучшего ярославского мастера Алексея Соплякова. А столетием позже опеку над приходскими церквами взяли братья Павел и Андрей Крохоняткины, ставшие самыми богатыми обитателями этой улицы.


Каков дом, таков и хозяин

В середине XIX века купец I гильдии Павел Иванович Крохоняткин был одной из самых заметных фигур делового Ярославля и занимал пост городского головы. Богатство этой семье принесла торговля хлебом. Владея собственными судами, Крохоняткины закупали зерно в низовьях Волги и сплавляли его в Ярославль, Петербург и даже за границу. Так в то время поступали многие купцы, но Крохоняткины шагнули дальше конкурентов. В 1848 году Павел Иванович построил на берегу Которосли первую в городе паровую мельницу. Став одним из крупнейших в стране, это предприятие дожило даже до XXI века. В 1882 году, после смерти Павла Крохоняткина, мельница перешла в руки И.А. Вахромеева, а в советские годы превратилась в Ярославский мукомольный завод № 1.

Усадьба Крохоняткиных (ныне ул. Кооперативная, 7) располагалась напротив церковного двора. Благодаря осуществленной в 2000 году реконструкции этот дом сегодня выглядит почти так же, как в позапрошлом столетии. Просторный и основательный, с нарядными верандами и массивными воротами, он всем своим видом подчеркивал солидность хозяев. Нижний этаж был каменным, а второй – деревянным, что в провинции практиковалось нередко. Делалось это не только из соображений экономии: каменное жилье на Руси долго считали неуютным и «нездоровым». Этой традиции следовал и дом Крохоняткиных: в нижнем этаже располагалось 5 парадных залов, расписанных масляными красками, а жила семья в 10 комнатах наверху. Весь дом отапливался изразцовыми печами, а в подвале со сводчатыми потолками хранились купеческие товары. По соседству возвышался двухэтажный флигель (Кооперативная, 9), где Крохоняткины сдавали комнаты жильцам.

После революции особняк Крохоняткиных был превращен в коммуналку. По архивным данным, бывшие хозяева занимали одну квартиру, разделяя ее c шестью другими семьями. В 1919 году решением специальной комиссии по выселению буржуазии особняк Крохоняткиных, как и дом № 4, занимаемый церковным причтом, решено было отдать под штаб войск внутренней охраны. Жильцы тщетно жаловались на несправедливость выселения, доказывая, что представителей «нетрудового элемента» в доме не осталось. Жили здесь конторщики, складские рабочие, два преподавателя из педагогического института, да и сами Крохоняткины пополнили ряды трудящихся. Одна из наследниц купеческой династии шила белье в артели «Игла», другая стала машинисткой. Заступались соседи и за бывших «буржуев» – стариков Крохоняткиных, «неподвижных паралитиков» 70 и 80 лет. Однако решение исполкома было безапелляционным: «Дом освободить в 3 дня, протестов не подавать…».


Торговали юфтью

Ближе к Октябрьской площади, чуть поодаль от красной линии улицы, сохранился еще один купеческий особняк (ул. Кооперативная,12а). Сегодня это здание занимает Всероссийский заочный финансово-­экономический институт (ВЗФЭИ). Глядя на обновленные фасады, трудно представить, что этот дом – один из старейших в городе. Возведенный в XVIII веке, он отмечен на дорегулярном плане Ярославля. Первым его хозяином был богатый купец Егор Викулин, владевший юфтевым заводом в Петропавловском приходе. Юфтью раньше называли кожу, выделанную особым «русским» способом на чистом дегте, и промысел этот вплоть до середины XIX века был весьма прибыльным.

В 1800 году викулинский завод, а вместе с ним и уcадьбу приобрел Филипп Семенович Сорокин. Помимо кожевенного производства Сорокиным принадлежали свинцово-белильные предприятия, ставшие впоследствии основой процветания семьи. Являясь одним из известнейших купеческих родов Ярославля, Сорокины, конечно, постарались придать своей усадьбе представительный вид. В первой трети XIX века вокруг дома был разбит большой сад, а сам особняк, сохранив высокий подклет XVIII века, украсился классическим четырехколонным портиком и широким балконом. Кстати, страсть к эффектным фасадам, наверное, была у Сорокиных в крови. Об этой семье нам напоминают и роскошная усадьба «со львами» на Большой Октябрьской, и эффектный дом на улице Свердлова, где ныне Дворец бракосочетания.


Распятие на фасаде

Немало удивительного скрывает в своем прошлом и дом № 19, пребывающий сегодня в плачевном состоянии. Это здание тоже можно отнести к списку ярославских «старожилов». Как и соседняя усадьба, он был возведен в XVIII веке, до регулярной перепланировки города и принадлежал мастерам колокольного дела Чарышниковым. Отлитые на их заводе колокола звонили по всей России, а в 1824 году именно Ивану Чарышникову была заказана 15метровая бронзовая колонна, призванная увековечить память П.Г. Демидова. После того как Чарышниковы перевели свои мастерские в Нижегородскую губернию, дом на Железной улице перешел к Сорокиным, устроившим здесь мыловаренный завод.

А вот в конце XIX века старый особняк превратился в храм, причем необычный – католический. Община католиков существовала в городе с 1863 года и насчитывала более тысячи человек, однако собственной церковью поначалу не располагала. В 1875 году коллежский советник Валудский пожертвовал римско-католической церкви приобретенный им дом на Железной улице, и с 1886 года здесь начались богослужения. В здании была устроена домовая часовня высотой в 2 этажа, а нишу на фасаде костела украсило святое распятие. В этом же доме расположились квартиры священнослужителей, приют для бездомных и благотворительная столовая. К началу XX столетия ярославская католическая община составляла 2900 человек, а в годы первой мировой беженцы из Польши увеличили ее численность вдвое. Усилиями «Польского общества помощи жертвам войны», открывшегося при костеле, беженцам предоставлялись жилье, дрова и материальная поддержка.

После революции все ценности из костела были изъяты, священник репрессирован, а дом на Железной приспособлен под коммунальное жилье. Однако часовня здесь продолжала действовать вплоть до 1931 года. Кстати, в наши дни католическая община Ярославля не раз обращалась с просьбой о возвращении этого дома, но пока здание пустует, разрушаясь на глазах.

В 1923 году по предложению профсоюзов губернии улица Железная получила название Кооперативной – в честь Международного дня кооперации. Праздник этот отмечается и ныне, однако старое название – Железная, пожалуй, подходит улице гораздо больше. Когда-то здесь жили ремесленники и купцы, умножавшие славу города. О них, как и о возведенных ими зданиях, забывать не стоит.

Мария АЛЕКСАНДРОВА

Городские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе