«Почему бы не добавить городу красок?»

Художники-монументалисты хотят добиться права расписывать брандмауэры домов легально.
Это панно на улице Красного Курсанта, 8, под названием «200 лет победы над Наполеоном»  появилось к юбилею Бородинского сражения


К 150-летию Владивостока художники мастерской «33+1» подарили городу такую чудо-рыбу

Безобразные граффити давно стали настоящим бичом городов, но особенно удручает настенная живопись петербуржцев. Ведь по сути каждый дом в центре города на Неве – памятник, и граффити на нём – обыкновенный вандализм. Устав бороться с несанкционированными художествами, власти Петербурга решили в 2014-м частично легализовать их и в разных районах города даже выделили список из 102 адресов, где уличные художники могли бы удовлетворить свою тягу к творчеству. Правда, было условие – граффити должны радовать не только авторов, но и горожан, добавляя новые краски исторической архитектуре, а не превращая петербургские районы в неопрятные гетто.

К тому времени у участников мастерской монументального искусства «33+1» был уже солидный опыт превращения городских стен в произведения искусства. Их кисти принадлежат большинство картин на брандмауэрах Петербурга, Владивостока, Кемерово и Екатеринбурга. Самое, пожалуй, известное на сегодня полотно «33+1» – на доме № 1 по Малому проспекту Петроградской стороны. Там к 9 Мая на глухой стене появился «Летящий ангел» – ангел Петропавловского собора с голубем мира и георгиевской ленточкой в руках, окружённый самолётами и салютом. Вот только даже это панно, торжественно представленное публике накануне Дня Победы официальными лицами, оказалось не согласованным с комитетом по градостроительству и архитектуре.

Между тем в Петербурге ребята из «33+1» рисуют с 2008 года. Все они – выпускники Художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Основал группу Павел Шугуров, уроженец другого приморского города – Владивостока.

– Команду «33+1» я собрал в 2006-м, она была своеобразной альтернативой Союзу художников, – вспоминает Павел Шугуров. – Мы объединили молодые творческие силы, которые хотели менять городскую среду. Петербург – это законсервированный город-музей. Чиновники нас не впускали, поэтому мы долго выходили на желаемые объёмы и пространства. Тем не менее прорвались.

Первую работу «33+1» можно увидеть на Коломенской улице на углу со Свечным переулком – там на брандмауэре красуются портреты Эрнесто Че Гевары и Сальвадора Дали. Граффити должны были стать в разы больше, но закончить так и не удалось – рисовали нелегально, задержала полиция. Те же авторы по заказу Петроградского района в 2009-м расписали стены вокруг детского сада на Зверинской улице. В 2011-м росписи на космическую и авиационную тематику появились в сквере имени Валерия Чкалова на Пионерской улице… Словом, зарекомендовать себя ребята успели. И теперь, вполне оправданно, хотят добиться права действовать открыто и по закону – для этого пытаются наладить диалог с городским архитектурным ведомством (КГА).

– Стен пустых в городе много, – говорит Алексей Ромкин, участник «33+1». – Это часть городского ландшафта, так почему бы не добавить ему немного красок? Художники у нас есть, а применить себя им фактически негде, ведь сегодня монументальное искусство в стагнации. А городская среда вокруг сами видите какая: реклама одна.

Участники «33+1» облюбовали Петроградскую сторону, потому что нашли отклик у муниципалов.

– На мой взгляд, рисунки на брандмауэрах должны появляться, если этого хотят сами жители, – говорит Дмитрий Ильковский, депутат МО «Округ Петровский». – При этом нужно продумывать и организовать выбор рисунков. У нас в округе все они привязаны к событиям. В сквере на углу Пионерской улицы и Чкаловского проспекта брандмауэр посвящён авиационно-космической теме. Там рядом находится Военно-космическая академия, внизу в сквере стоит бюст Валерия Чкалова. На улице Красного Курсанта брандмауэр повествует о Бородинской битве.

Обычно тему для рисунка художники выбирают сами, но подходят к этому серьёзно – поднимают исторические документы, чтобы полотно органично вписалось в контекст конкретного места. Такой подход вполне соответствует требованиям КГА, чиновники которого считают, что разрисовка фасадов «требует от авторов специальных эстетических и профессиональных знаний, понимания особенностей архитектурно-пространственной среды Петербурга, его культурных традиций и уникальности». В этом с представителями архитектурного ведомства поспорить трудно – рисовать должен тот, кто умеет.

– Лично я за то, чтобы это было по конкурсу и с обязательным утверждением на Градостроительном совете, – таково мнение главного художника Петербурга Александра Петрова. – И – очень избирательно, потому что брандмауэры в Питере нельзя просто взять и разрисовать, они имеют определённую стилистическую характеристику. Откровенно говоря, то, что уже было сделано, – мне не нравится.

Кстати, примеры успешного сотрудничества уличных художников и власти есть – в том же Владивостоке, куда основатель «33+1» Павел Шугуров вернулся, чтобы, по его собственному выражению, «обозначить точку Владивосток на карте России и на мировой карте». В родном городе Павел возглавил отдел дизайна городской среды в мэрии и довольно быстро превратил граффити в легальный бизнес. Сейчас уличное искусство – часть имиджа Владивостока.

– Коммерсанты видят, что происходит в городе, – рассказывает Павел. – И понимают, что лучше не безвкусный рекламный баннер заказать, а найти художника, который распишет рядом стену. И это будет работать на компанию.


Роспись «Луг» украшает глухую стену 6-этажного дома на Бармалеевой улице, 21

 

между тем…

«Брандмауэры торчат бельмом на глазу»

Единого мнения по поводу того, нужны ли подобные граффити Петербургу, нет до сих пор.

– Брандмауэры – один из основных элементов застройки Петербурга, своего рода его визитная карточка, – отмечает градозащитник Дмитрий Ратников, редактор интернет-портала «Канонер». – И тот факт, что чиновники сегодня разрешают, а вернее – не запрещают раскрашивать их кому попало, не может не настораживать. Давно признано, что историческая застройка Петербурга – уникальный памятник архитектуры, нигде в мире нет такого большого исторического центра. Так что к любым изменениям внешнего облика центра надо подходить максимально продуманно.

У монументального искусства – так росписи на стенах называют профессионалы – есть и сторонники. Председатель Союза художников Петербурга Альберт Чаркин уверен, что глухие стены производят гнетущее впечатление.

– Брандмауэры торчат бельмом на глазу, – считает Альберт Серафимович. – Между тем это хорошая возможность для художника-монументалиста выразить себя. Конечно, город у нас строгий и не потерпит пошлости. Именно поэтому нужно привлекать к оформлению профессиональных художников, выпускников факультетов монументально-декоративного искусства.

Со своей стороны Союз художников готов устроить на своей площадке выставку эскизов – если сами художники их соберут.

– Если в год будет появляться 5–10 брандмауэров в разных районах города, это будет служить другим прекрасным примером, – резюмирует Чаркин.

Число, озвученное главой Союза художников, – вроде и небольшое, но на деле добиться согласования хотя бы одной масштабной росписи художникам каждый раз очень трудно. В исторической части Петербурга все уличные рисунки сначала должны согласовываться с районными администрациями и экспертами КГА. Предлагается сначала представлять на обсуждение эскизы будущих творений, а затем уже, после положительного решения, выходить на улицу и реализовывать наброски на стенах и заборах. Логика очевидна: если разрешить художникам рисовать всё подряд, может получиться так, что в сердце Петербурга появятся совершенно не гармонирующие с окружающей застройкой картины.

// Анастасия Ложко. Фото предоставлено мастерской монументального искусства «33+1»
Автор
Анастасия Ложко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе