Прыгнуть выше головы

Концертно-зрелищный центр на Которосльной набережной едва не стал собственностью малоизвестной строительной фирмы

На региональном совете по противодействию коррупции директор департамента строительства Владимир Хмелев рассказал о том, как при всех чудовищных прорехах российского законодательства удалось возвести это грандиозное сооружение да еще сэкономить почти миллиард бюджетных рублей.

Общим местом стало утверждение, что проектировщик концертно-зрелищного центра здорово подвел областные власти, затянув подготовку проектной документации почти на 8 месяцев против оговоренных контрактом сроков. Так-то оно так, но ведь концепцию здания ему нужно было разработать с нуля. И при этом обеспечить сочетание архитектурных традиций древнего города с активно прокладывающим себе дорогу хайтеком.

Начальная цена государственного контракта на проектирование составила 100 миллионов. Победитель открытого конкурса ЗАО МСПА «Моссиб» снизил ее всего на миллион с небольшим – до 98 млн. 971 тысячи. К слову, эта планка оказалась самой высокой – другие участники торгов готовы были выполнить работу за куда более скромную сумму. Ярославцы, хоть немного знакомые с особенностями 94-го федерального закона, знают, что обычно бывает наоборот – выигрывает тот, кто откровенно демпингует. А потом подписывает контракт, получает первый денежный транш и порой растворяется как тень. Ищи ветра в поле!

Но в случае с КЗЦ критерии контракта были разработаны так, что решающим фактором была не цена, а опыт в области проектирования. Чего победителю конкурса не занимать. Его ключевые объекты – нуждающиеся в реконструкции и реставрации архитектурные ансамбли посольств, консульств и торговых представительств РФ за рубежом, постоянные представительства России при ЕС, при ООН, при ЮНЕСКО. В своей стране тоже есть чем похвастаться – Новосибирский государственный театр оперы и балета, Малый театр, Государственный исторический музей, Государственный Кремлевский дворец, Астраханский кремль. Подарок президента оказался в надежных руках… которые, увы, не сумели сработать так быстро, как от них того требовали.

Может, оно и к лучшему – по крайней мере не схалтурили.

Результатом оказался эскизный проект, который представил на градостроительном совете области директор товарищества театральных архитекторов Юрий Гнедовский. Вот его составляющие:

– большой зал на 1500 человек с естественной акустикой, оборудованный системой перевода от 3 до 10 языков, с оркестровой ямой на 110 человек;

– малый зал на 400 мест с оркестровой ямой на 45 музыкантов;

– банкетный зал на 400 персон для праздничных мероприятий и «круглых столов», также оборудованный системой перевода речи.

Входная зона – с торжественной колоннадой, кровля – медная с патиной, ее очертания повторяют внутреннюю структуру здания. Наружные стены из красного кирпича с элементами майолики, чтобы создать историческую перекличку современного строительства с исторической средой. В общем, центр задуман с прицелом на будущее, когда современная транспортная инфраструктура свяжет Ярославль с расположенными в нескольких десятках километров от него городами, возможно, превратив их в единый город-миллионник. Которому без «гигантомании» уже не обойтись.

Общая стоимость строительства, по предварительным прикидкам, приближалась к 2,5 миллиарда рублей (до 5 тысяч евро на 1 кв. м). Выигравшая контракт на строительство малоизвестная санкт-петербургская фирма «Максстрой» предложила возвести этот комплекс под ключ… всего за 1 млрд. 342 млн. 426 тысяч рублей. Почти 900 миллионов рублей составила «экономия», обусловленная беспрецедентным «падением» от начальной цены контракта.

Один из проигравших аукцион подрядчиков подал жалобу в ФАС, добиваясь отмены результатов торгов на том основании, что его конкуренты не представили сведения о деловой репутации, квалификации кадрового состава, опыте работы. А заявленные в документации сведения, дескать, не соответствуют действительности.

Но антимонопольщики жалобщику отказали, сославшись на то, что эти данные не являются обязательным требованием и проверять их достоверность организаторы аукциона не обязаны. Вот так и получилось, что за возведение чрезвычайно значимого для города объекта взялась организация, которую к мэтрам строительного дела никак не отнесешь.

По словам губернатора Сергея Вахрукова, правительство области было вынуждено постоянно контролировать генподрядчика, практически исключить авансирование работ, оплачивая их по факту. Да еще ставить заслон против всевозможных юридических каверз. Например, «Максстрой», воспользовавшись «узким местом» Градостроительного кодекса, согласно которому незавершенный строительством объект находится в оперативном управлении генподрядчика, попытался… оформить концертно-зрелищный центр в свою собственность. Но департамент строительства области среагировал вовремя и сохранил этот объект в имущественном комплексе региона.

А сейчас исполнитель пытается в судебном порядке доказать, что объемы возведенного здания чуть ли не на 20% превышают зафиксированные в контракте (а значит, и денег на завершение работ требуется существенно больше). Но это еще надо доказать. Даже если и так, какая нужда заставила «прыгнуть выше головы»?

Как бы то ни было, несмотря на все недостатки 94-го федерального закона, концертно-зрелищный центр почти готов, и его открытия – отложенного на этот раз на конец весны – ждут ярославские зрители.

Ольга ПЕТРЯКОВА

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе