Создадим музей под открытым небом

Газета «Северный край» в статье «Ярославль, который мы почти потеряли» выражает обеспокоенность по поводу судьбы городских деревянных строений и высказывает предложения по их сохранению путём создания музеев под открытым небом в виде отдельных улиц и старинных слобод.


Хочется посмотреть на проб­лему, поднятую в газете, несколько шире, а именно высказаться о необходимости сохранения и сельского деревянного зодчества, предметов народного быта, которые также стремительно исчезают на наших глазах. Мы зачастую бываем равнодушны и безжалостны к своему прошлому, да и быстротекущее время не щадит деревянных сооружений, которые были сотворены народными мастерами. А это избы, амбары, овины, бани, колодцы, часовни, деревянные церкви, декоративное убранство домов и всевозможные предметы быта. В этих постройках наши предки выразили своё отношение к прекрасному, добились совершенства деревянных форм и отразили особенности местной народной архитектуры. В связи с этим нельзя не поддержать предложение, высказанное в газете, о создании у нас музея деревянного зодчества под открытым небом, где только и возможно сохранить деревянные ценности, собрав их со всех концов области. Примеры подобных музеев мы видим в Новгороде, Суздале, Костроме, Кириллове, других местах, да и в нашем Мышкине тоже.
Можно предложить несколько мест, где возможно создать такой музей. Это может быть и район Шевелюхи рядом с сосновым бором и затопленным карьером, может быть и район на речке Урочь, примыкающий к Тверицкому бору. Однако лучшее место, на мой взгляд, пустынная территория волжского Нижнего острова, соединённого с берегом перемычкой, намытой через Волушку. Площадь острова легко позволяет разместить здесь большое количество деревянных строений и установить павильоны для размещения предметов быта и народного творчества и всего того, что необходимо музею. Как замечательно будет выглядеть этот музей в сочетании с прекрасными волжскими видами, на фоне церквей в Коровниках, с величественной набережной и сияющими куполами нового Успенского собора. Немаловажно, что на острове легко может быть организована надёжная охрана экспонатов.
Нам нужно сознавать, что с каждым прошедшим годом деревянных строений и предметов становится всё меньше, ведь дерево не долговечный материал, сильно подверженный атмосферным воздействиям, и поэтому встретить, например, деревенскую избу восемнадцатого века или начала девятнадцатого – большая удача. Показательной явилась история с ветряной мельницей, описанная недавно в «Северном крае». Многие годы под Кукобоем стоял ветряк, постепенно разрушаясь от времени, и никому до него не было дела, пока он не упал совсем. Если бы не энтузиасты из общества возрождения русской культуры, которые перевезли его в Ярославль, ветряк, по всей видимости, пропал бы.
Можно вспомнить, что же мы ещё потеряли. Кроме ветряных мельниц, от которых кое-где сохранились каменные жернова, пропали и водяные мельницы с их огромными деревянными колёсами и замысловатыми шестернями. Об этих мельницах на малых реках нам напоминают остатки плотин с торчащими из воды полусгнившими чёрными сваями. Водяные мельницы потеряны безвозвратно. Потеряли мы и деревянные суда, которые строились деревенскими мастерами – искусными плотниками на реках Шексне, Мологе, Сити. На первых фотографиях города Рыбинска запечатлены всевозможные баржи, барки, парусные лодки, бесчисленными рядами заполнившие собой всю Волгу, от берега до берега. Сгинули эти суда, как Ноев ковчег, даже доски от обшивки не осталось. Теперь о старом речном флоте напоминают нам только всевозможные железные якоря, собранные в Рыбинском музее. Из старинных судов сохранился у нас один ботик Петра благодаря царскому охранному указу.
По-видимому, пора помещать в музей деревянные телеги-двуколки и зимние сани-розвальни, которые уже много лет не попадаются на глаза. Эти довольно совершенные транспортные средства много веков служили людям.
Давно ушла в прошлое деревенская курная изба как основной тип старинного жилища, и вряд ли отыщется в наших краях такая последняя изба, как нашёлся ветряк. А наши соседи-костромичи всё-таки сумели сохранить курную избу в музее деревянного зодчества под открытым небом. Кстати, в национальном музее Финляндии, бывшей провинции России, собран потрясающий по достоверности фрагмент курной избы, в которой ещё в 1913 году жили финны. С тех пор эта страна так стремительно ушла вперёд, что деревенские, хуторские дома приобрели совершенный город­ской облик.
Деревянные строения в разных концах области своеобразны по своему архитектурному облику, исполнению и предназначению. Необходимо определить достойные для помещения в музей образцы старинных строений. И заниматься этим нужно уже сегодня, пока не поздно, потому что пройдёт ещё немного времени, и мы многое потеряем. Безвозвратно!
Во многих наших сёлах и районных городах стоят замечательные, интересные старинные жилые дома, которые не перевезёшь в музей, но сберечь их очень важно. Практически в каждом значительном населённом пункте мы видим такие дома. И в Пошехонье, и в Любиме, в сёлах Вятском и Великом. Совершенно своеобразны дома в Некрасовском районе, например, в деревнях Рыбницы, Тюньбе да и в других. В связи с этим хочется сказать о деревянном доме-даче известного художника Константина Коровина в деревне Охотино Переславского района. Эта дача была построена в самом начале двадцатого века по проекту самого художника. На ней бывали многие известные люди того времени – артисты, писатели, режиссёры, среди которых можно назвать певца Фёдора Шаляпина, художника Валентина Серова. Как вновь открытый памятник, дача передана Ярославскому союзу художников для использования в качестве творческого дома, но, однако, обжитым домом она пока не стала. Разбитые окна веранды, сквозь которые видны развалившиеся полы, и облезлая краска фасада свидетельствуют о полном запустении и вызывают тревожные мысли о дальнейшей сохранности этой дачи.
Больше всего в старых постройках поражает не целесообразность сооружения, не продуманность всех деталей, не качество работы, а красота, сотворённая в дереве. Обаяние деревянных построек, от которых веет душевной теплотой, пожалуй, самое важное, что есть в русском зодчестве. Во многом эта красота достигается за счёт резных оконных наличников, подзоров, карнизов, обрамляющих каждый деревенский дом. В них живут история и многообразие художественного исполнения, выполненного тысячами народных мастеров. Собрать и сохранить лучшие образцы узорчатых деталей обрамления домов сегодня представляется очень важным делом.
Тысячу лет жила бревенчатая Русь, а нам досталась доля сохранить образцы деревянного зодчества для будущих поколений как бесценное достояние своего народа.
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе