Столботворение на Большой Октябрьской

Поводом к обращению к этой теме стала реконструкция улицы Большой Октябрьской. Сколько копий сломано по поводу того, убирать отсюда трамвай или нет, но никому в голову не пришло, что не менее острой проблемой может стать столб.

Обыкновенный, на который вешают провода и светильники, он всегда был олицетворением незыблемости мироздания. Столб он и при царизме столб, и при советской власти, и в наше никак не обозначенное политологами время – столб есть столб. Во все века неизменный. Ну разве что ради сохранения лесного богатства страны столбы стали делать с некоторых пор не деревянными, а железобетонными и металлическими. Протестов не последовало. Вывод – народ «за». Чего не скажешь о нашем случае.

Как говорилось в одном старом фильме, улица полна неожиданностей. В том числе Большая Октябрьская. В процессе её реконструкции столбы, по выражению нашего читателя Валерия Михайловича Панкратова, «пошли в пляс». Вместо того чтобы стоять, как принято, у бордюров, они вылезли на тротуары, местами встали чуть ли не посередине, того и гляди лоб расшибёшь. А местами, не поверите, почти прижались к стенам домов.

«Залез на столб и шагнул прямо на балкон, – предвидит возможную ситуацию с домом № 124 наш читатель Сергей Михайлович Шароваров. – А светильник с другого столба светит прямо в окно».

Мало того, столбы (цитирую ещё одного читателя) «навтыкали почём зря» у памятников архитектуры. В юбилейные дни, когда Ярославль будет отмечать своё 1000-летие, гости города смогут любоваться богатой лепкой Дома работников образования на углу Большой Октябрьской и Собинова только на фоне столба. И на фотографиях, которые они захотят сделать, на первом плане будет столб (на снимке).

Последнее обстоятельство особенно обидно, поэтому первый, к кому редакция обратилась за комментарием, был председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов.

Как выяснилось, Юрий Иосифович полностью «в теме». Больше того, сам возмущён не меньше:

– Все работы в непосред­ственной близости от памятников должны согласовываться или с нами, или хотя бы с соб­ственниками. Ни одного случая согласований в связи с рекон­струкцией улицы Большой Октябрьской не было. Столбы, вылезшие на тротуар, препят­ствуют обзору памятника, затрудняют или вообще делают невозможным его ремонт и реставрацию. Комитет направил соответствующее предписание в мэрию как заказчику этих работ: мы настаиваем, чтобы была сделана переустановка столбов. И не только на Большой Октябрьской. Дом-памятник по Московскому проспекту, 27/14 (в нём сейчас почта) тоже обезображен столбом.

Юрий Аврутов сделал таким образом всё, что мог, на данном этапе. А что собираются делать в ответ соответствующие службы? Как выяснилось, ничего. Во всяком случае, пока.

Заказчик работ по рекон­струкции улиц – «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ города Ярославля». Заместитель директора Галина Тимофеевна Смирнова сослалась на то, что всё сделано по проекту:

– Если кто-то считает, что столб установлен не на месте, пусть обращается в департамент ЖКХ. Каждый такой вопрос может быть рассмотрен в индивидуальном порядке. Примут там решение, мы будем работать с проектировщиками. Генеральный заказчик – департамент дорожного хозяйства, решение может принять и он.

Чем больше, однако, вникаешь в проблему уличного столба, тем больше хочется узнать, почему же всё-таки для него выбрано это место, а не какое-нибудь другое. Проще всего было бы обратиться к уже упомянутым проектировщикам, а именно – в Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры. Но оказывается, этот институт находится... в Тюмени. Из Тюмени, конечно, виднее, где какой столб у нас ставить. Но раз именно эта организация выиграла тендер, то о чём разговор. Я о другом. Вернее, всё о том же: почему всё-таки столб на углу Большой Октябрьской и Собинова врыт посреди тротуара? Не потому ведь, что кто-то так пошутил, должно же быть хоть какое-то обоснование. И не может быть, чтобы ярославские специалисты совсем при этом были проигнорированы.

Так и есть, подтвердила инженер технического надзора Елена Николаевна Баруздина, обоснование есть:

– Улица стеснённая, стоит копнуть, там и водопровод, и канализация, и газ, и электричество. Надумаешься, как на них не попасть. Та же проблема на Первомайской, Ушинского, других старых улицах. Там были первые сети в Ярославле, некоторых нет ни на каких схемах. Когда ставят опору, вызывают горгаз, связистов, кого только ни вызывают, чтобы разобраться, что там в земле. А там двадцать четыре канала, каждый в отдельной трубе, и представитель каждого ведомства стоит стеной: наш не трогайте, не имеете права. А вдруг тут же ещё выпуск канализации из дома... Кому-то обязательно не угодишь.

Искренне сочувствуя всем причастным к столботворению, замечу, что некоторых интересует не только, что внизу каждой опоры, но и что наверху. Читатель Андрей Владимирович Гаврилов спрашивает, почему на Большой Октябрьской, пользуясь реконструкцией, нельзя было установить светильники в виде старинных фонарей, и не безликие высокие, а низкие. Хороший пример – Флотский спуск, где они не только освещают, но и украшают.

– Здесь такие не годятся, – объясняет Елена Николаевна Баруздина. – На Большой Октябрьской у нас совмещённые опоры, они и для контактной сети будущего троллейбуса, и для светильников. На них же будут дорожные знаки навешивать.

Дотошный читатель не успокаивается. А почему, спрашивает, одни лампочки в светильниках приятного жёлтого света – тёплого, солнечного, а другие белые, от которых свет, как на кладбище. Да потому, следует ответ, что мощность у лампочек разная: у одних 400, у других 250 ватт. Проектировщики делают расчёт, какая часть улицы должна быть больше освещена, какая – меньше. Это зависит в том числе от ширины улиц.

Из всего сказанного вывод один: ярославцы очень заинтересованно следят за рекон­струкцией и ремонтом дорожной сети города. И тротуарной сети тоже. Что касается последней, то ещё неизвестно, что лучше: столб посредине или полное отсутствие примет какого-либо ремонта тротуара. Асфальт, уложенный лет пятьдесят назад, стёрся, и через подошву чувствуешь острые камни щебня. Но мы не йоги! Но кто-нибудь слышал, что к юбилею города тротуары хотя бы заасфальтируют? Не те, что в центре, которым повезёт заодно с реконструкцией улиц, а обычные, рядовые, по которым тысячи ярославцев ходят на работу и с работы. Или обходят которые, вытаптывая соседние газоны?

Масштабы предъюбилейных работ, наверное, слишком велики, чтобы руки дошли до таких «мелочей», как тротуары и столбы. Генеральный подрядчик всех работ, которые ведутся сейчас на наших улицах, – ЗАО «Аэродромдорстрой-А», привык мыслить в соответ­ствии со своим названием – другими мерками. Спасибо ему за всё хорошее, что сделано и что он ещё сделает, а за «мелочи» спрос не с него. А с его ярославских партнёров. Интересно только – с кого?

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе