Танцы в церкви: 10 примеров альтернативного использования сакральных мест

Здания, которые изначально предназначались для осуществления сакральных мероприятий, могут быть использованы и в других целях. Старинные церкви и часовни сегодня выставляются на продажу, чтобы потом стать чем угодно, только не храмом божьим.

Эта тенденция характерна для Великобритании, Голландии, США, Канады, где по тем или иным причинам церкви становятся заброшенными и переходят в руки агентств недвижимости, которые выгодно перепродают их.

Наша генетическая память сразу выдает нам страшные ассоциации из советского прошлого: овощехранилище, дворец пионеров или лагерь для политзаключенных внутри шедевра церковной архитектуры. Впрочем, и в СССР были логичные преобразования культовых сооружений: вспомним про реставрационные мастерские имени И.Э.Грабаря, которые еще не так давно квартировали в трех ныне действующих московских храмах.

В западных странах, как известно, всё происходит не по воле государственной машины, а в рамках коммерческих сделок: так «разорившаяся» церковь становится новоиспеченным частным владением, дизайнерским отелем, книжным магазином.

Одно время в стенах бывших соборов было страшно популярно открывать ночные клубы. Только представьте себе, как это заманчиво — устроить содом и гоморру в священных стенах! Кстати, о святости. Все церковные строения вместе со своим статусом теряют и духовную составляющую: они десакрализируются. Десакрализация, по своей сути, — это процедура, обратная освящению здания. Проводится специальный обряд, из церкви переносятся в другие епархии вся утварь и иконы, кресты и распятия.

Люди старательно фиксируют все эти превращения. Например, вот здесь можно прочитать об одном трогательном прощании с католической церковью в Кентукки. А на сайте http://convertedchurches.com/ собирают любую информацию о конвертированных церквях в Европе, США и Канаде.

После десакрализации храм божий становится обычным рядовым зданием. Мы предлагаем вам самим посмотреть, есть ли жизнь после церкви — в нашей подборке из 9 сценариев современного освоения сакральной архитектуры.

1. Частный дом

Одна из самых распространенных реинкарнаций бывшего храма – это обыкновенный жилой дом. Частное владение, семейная резиденция… Трудно сказать, что именно двигает человеком, который покупает такого рода недвижимость – желание выделиться среди серой массы других городских жителей или же глубокое религиозное чувство. Ясно одно: у церкви, как жилого пространства масса достоинств – высокие потолки, огромный метраж и необычные детали отделки (как снаружи, так и внутри). Чем не лофт? – скажете вы, и будете совершенно правы.

Церковь Святого Якоба, 1870. Утрехт, Нидерланды | Фото: zecc.nl


Баптистская церковь, XIX век. Гринвич, Коннектикут | Фото: dwell.com

2. Отель

Прекрасно понимая, что очень многим хотелось бы хоть раз в жизни провести ночь в стенах храма – и не на жесткой церковной скамье, а на вполне комфортабельной кровати, предприимчивые бизнесмены приобретают заброшенные церкви и конвертируют их в отели. Это эксцентричное решение становится залогом успешной маркетинговой кампании. Люди останавливаются в подобных местах ради экзотики и некоего ощущения странности происходящего: вот церковь, а я в ней сплю.

Католический монастырь XV века. Маастрихт, Нидерланды | Фото: designhotels.com

3. Офис

Впрочем, в бывшей церкви можно не только спать, но и работать. Это своеобразное место силы, вдохновение сотрудникам здесь 100% гарантировано. Офис-церковь следует взять на вооружение тем компаниям, которые так или иначе связаны с недвижимостью и градостроительством. Вот вам отличный пример – архитекторы девелоперской компании Cathedral чувствуют себя в стенах церковного здания XVIII века, как рыба в воде.


Церковь Св. Томаса. Лондон, Великобритания | Фото: cathedralgroup.com

4. Кафе, бар, ресторан

Некогда питейное заведение в Дублине под названием The Church было церковью. Между прочим, именно у алтаря этого храма давал свои брачные обеты Артур Гиннесс, основатель Guinness Brewery. Может, с этого момента судьба церковного здания начала XVIII века уже была предопределена?

Церковь Св.Марии, начало XVIII века. Дублин, Ирландия | Фото: thechurch.ie

До того, как стать баром сети Pitcher & Piano, бывшая ноттингемская часовня побывала музеем. Очевидно, что быть музеем не столь выгодно, как быть баром, и поэтому просветительское учреждение превратилось в увеселительное.


Часовня, 1690. Ноттингем, Великобритания | Фото: pitcherandpiano.com

5. Книжный магазин

С самого начала своего существования церкви и монастыри были культурными центрами. Именно там развивалась письменность и гуманитарные науки. Поэтому превращение здания церкви в книжный магазин никого не удивляет. Книги отлично вписываются в церковный интерьер. Другое дело, что совершать «светские» покупки в том месте, где когда-то категорически были запрещены рыночные отношения, действительно непривычно. Но, наверное, это только в первый раз, дальше уже легче.

Доминиканская церковь. Маастрихт, Нидерланды | Фото: merkx-girod.nl

6. Супермаркет

В одной из церквей Нью-Йорка, успевшей побывать ночным клубом (о котором речь пойдет позже), устроили очередную смену вех: теперь здесь находится торговый центр. И если при покупке книги в голландском книжном вам не нужно ничего с себя снимать, то тут без этого не обойтись: в магазинах одежды всегда есть примерочные кабины. А вы бы смогли раздеться там, где раньше согласно церковным канонам надо быть застегнутым не все пуговицы? Кроме одежды, в Limelight Marketplace можно приобрести обувь, косметику и всякую всячину.


Церковь Святого Причастия. Нью-Йорк, США | Фото: nyclimelight.com

7. Ночной клуб

Вообще-то святотатство в поп-культуре давно является излюбленным мотивом. Больше всего прославилась Мадонна, устроив пляски в дезабилье в клипе Like A Prayer. Там, правда, в конце появляется театральный занавес, дабы зрителю стало понятно, что действие происходило не в настоящией церкви, а в декорациях.


Не так давно было очень модно устраивать дискотеки-однодневки в заброшенных церквях. В фильме «Американский оборотень в Париже» (1997) есть эпизод с такой стихийной вечеринкой. А в Денвере, возможно, прямо сейчас стены церкви 1865 года сотрясаются от громкой музыки. Ночной клуб так и называется — The Church Nightclub.

Церковь, 1865. Денвер, США | Фото: clubzone.com

Вышеупомянутый Limelight Marketplace в Нью-Йорке в 80е-90е годы был вовсе не торговым центром, а меккой любителей ночной жизни. Одно из заведений сети Limelight располагалось в бывшей епископальной церкви Святого Причастия, построенной в середине XIX века про проекту архитектора Ричарда Апджона. Самое интересное, что до ночного клуба в здании квартировала некоммерческая организация Odyssey House, оказывающая помощь наркозависимым. Само собой разумеется, что после открытия ночного клуба наркоманы приходили сюда уже отнюдь не за помощью. Limelight в свое время считался продвинутым местом: здесь играли техно, готический рок и индастриал.

Власти и полиция неоднократно закрывали заведение, но Limelight каждый раз открывался заново. В 2003 году клуб открылся под другим названием — Avalon — и просуществовал еще 4 года, пока, наконец, не был закрыт окончательно.

Безусловно, это место вошло в историю. В 2011 году был снят документальный фильм Limelight, рассказывающий о взлете и падении этого злачного места:


Сегодня в ночных клубах, открытых в зданиях бывших церквей, царят гламур и роскошь. Чем больше позолоты и хрусталя, тем лучше. Вот и Роберто Кавалли не удержался и основал свой первый клуб в старинном соборе XIII века в Милане. А в Бельгии есть ночной клуб Spirito-Martini, уютно расположившийся в бывшей англиканской церкви.


Базилика ди Санта Мария дель Кармине, XIII век. Флоренция, Италия | Фото: wwd.com

Англиканская церковь. Брюссель, Бельгия | Фото: mymodernmet.com

8. Концертный зал

Многие действующие церкви разных конфессий совмещают в себе формат концертного зала и храма, организовывая время от времени концерты духовной музыки. Однако петь и танцевать, не боясь оскорбить чувств верующих, можно только в бывшем храме.

В отличие от многих других соборов Санкт-Петербурга, Смольный так и не возродили как культовое место (в прямом смысле этого слова). Зато он стал особенной концертной площадкой большого города, со своей специфической акустикой и уникальным архитектурным обликом.


Cмольный собор (1748-1835). Санкт-Петербург, Россия | Фото: flickr.com/photos/firevoices, family-history.ru, cathedral.ru

9. Музыкальная школа

Бывает и так, что здание бывшей церкви покупается уже в самом плачевном состоянии. Самое лучшее, что может произойти со зданием в этом случае – это оказаться в руках талантливых архитекторов, которые превратят исторические руины в эклектический шедевр. И уж тем более хорошо, если получившееся здание отдадут под образовательный центр – такой, как эта музыкальная школа во Франции. (Справедливости ради стоит отметить, что, прежде чем стать школой, этот монастырь успел побывать и судом, и тюрьмой!)

Францисканский монастырь, 1646-1659. Лувьер, Франция | Фото: dezeen.com

10. Культурный центр

Более 150 лет провел в руинах францисканский монастырь, построенный в начале XVIII века — пока за него не взялся архитектор David Closes, превративший старые развалины в современный культурный центр.

Это не новодел и не реставрация, а нечто иное. Так же, как и в случае с музыкальной школой, церковь осталась «как есть», но была немного «достроена» и снабжена всеми необходимыми коммуникациями, а также минималистичным интерьером. Сегодня такую архитектуру иногда называют «паразитической». И вправду, стеклянный вход издалека кажется чудовищным наростом на теле старинного здания, но стоит оказаться внутри, чтобы понять весь замысел архитектора. Эклектика нужна для того, чтобы подарить вторую жизнь полуразрушенному зданию, не уничтожая и не перестраивая его. Именно так перед глазами зрителя разворачивается вся история здания – от постройки и постепенного разрушения к обновлению. И каждый древний камень остался на своем месте.


Церковь Святого Франциска, начало XVIII века. Сантпедор, Испания | Фото: dezeen.com

Можно по-разному относиться к трансформациям религиозных сооружений, но одно не вызывает сомнений: у церкви «после церкви» жизнь есть. Скандальная или спокойная, бытовая или культурная, утилитарная или возвышенная, но есть. И на самом деле в том, чтобы подарить бывшей церкви новый интерьер и новое назначение, нет ничего святотатственного. Во всяком случае, конвертация гораздо гуманнее, чем снос здания и возведение на том же месте новодела. А ресайклинг это или реинкарнация — решайте сами.

автор ТАТЬЯНА МОЛЧАНОВА

UrbanUrban

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе