В грядущем прошлое не тлеет

Очередное заседание городской межведомственной комиссии по наименованию объектов улично-дорожной сети в городе Ярославле было посвящено увековечению памяти известных в нашем городе людей.

Дань памяти

 В этом году Анатолию Михайловичу Добрынину, возглавлявшему ЯМЗ с 1961 по 1982 год, исполнилось бы 95 лет. Не одно поколение моторщиков помнит и знает, как много этот человек сделал и для города, и для развития завода, который в 2011м также празднует свое 95летие. Руководство ОАО «Автодизель» предлагает установить мемориальную доску как дань памяти и уважения к человеку труда на доме №47 по Волжской набережной, где жил А.М. Добрынин. Некоторые члены комиссии напомнили, что имя Добрынина носят Дворец культуры, улица и мост. Несмотря на это, большинство проголосовали за установку доски.

 Совет ветеранов при правительстве Ярославской области и представители общественности обратились в комиссию с предложением установить памятную доску почетному гражданину города Ярославля Владимиру Федоровичу Горулеву на доме №9 по Волжской набережной, где жил Владимир Федорович. Здесь возражений не возникло.

 С 1985 по 2008 год в институте развития образования работал Герман Константинович Селевко (1932 – 2008) – известный ученыйпедагог, профессор, академик Международной академии педагогического образования, автор фундаментального труда «Энциклопедия образовательных технологий». Представители института хотели бы установить памятную доску с такими словами: «Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое не тлеет». Члены комиссии проголосовали за ее установку внутри здания института.

 На заседание комиссии был вынесен и вопрос о внесении дополнения к наименованиям остановочных пунктов в Красноперекопском районе, названных именами Героев Советского Союза Юрия Гагарина, Василия Бахвалова, Николая Карабулина и Алексея Маланова. Районная администрация предлагает названия остановок дополнить словами «Герой Советского Союза». По поводу Бахвалова, Карабулина и Маланова возражений у членов комиссии нет. А вот что касается Гагарина, то, по мнению комиссии, его имя говорит само за себя и дополнять его нет необходимости.

Мемориальное «недоразумение»

 Комиссия также рассмотрела предложение Валерия Горобченко, члена областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, по вопросу реставрации монумента жертвам политических репрессий на Леонтьевском кладбище.

 Напомним, этот памятник, выполненный архитектором Семеном Новиковым, был открыт 20 лет назад. Он имел вид стены с плитой, надпись на которой гласила: «Вечная память жертвам незаконных репрессий». На протяжении всех этих лет памятник был ярославской «стеной плача». Каждый год в День памяти жертв политических репрессий сюда шли люди, чтобы возложить к монументу цветы и венки. Недавно памятник предстал в измененном виде. На стене появились две доски: на одной указаны годы репрессий – 1930 – 1950е, на другой – количество репрессированных (16712), в том числе расстрелянных (2380) жителей Ярославской области. Эти надписи были внесены по инициативе представителей городской ассоциации жертв политических репрессий, изменив, как считает Валерий Горобченко, историческую суть монумента. Теперь оказалось, что он посвящен лишь памяти жертв 1930х и начала 1950х годов. Ни с годами репрессий, ни с количеством репрессированных Горобченко категорически не согласен. Он считает, что точное число пострадавших в годы репрессий установить невозможно, ведь постоянно всплывают все новые фамилии репрессированных уроженцев нашего края. Более того, Валерий Александрович утверждает, что архитектор Новиков создавал монумент в память всех, кто стал жертвами коммунистического произвола начиная с 1917 года, и поэтому памятник должен соответствовать замыслу автора. Горобченко обратился в мэрию с предложением снять эти две доски.

Для исправления ситуации надо либо установить еще одну доску с указанием дат 1917 – 1930, либо вернуть монументу первоначальный вид. У комиссии возник еще и третий вариант: снять со стены доски, а в надписи «Вечная память жертвам незаконных репрессий» изменить слово «незаконных» на «политических». В самом деле, разве могут быть репрессии законными? В итоге за то, чтобы на памятнике было три доски, проголосовал один человек, за первоначальный вид – 3 человека, за третий вариант – 6 человек, 5 членов комиссии воздержались.

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе