В оппозиции к равнодушию

Американский стрит-арт-художник о том, как забавы ради сделать город лучше.

Джейсон Эппинк называет себя «парнем, который понемножечку пытается изменить мир». В сфере его интересов — городские проблемы вроде излишней видеорекламы или неисправных труб. На форуме «ДелайСаммит» художник поведал о своем видении решения подобных вопросов, а «Московским новостям» рассказал, как можно добиться внимания чиновников и при этом повеселиться от души.

Джейсон Эппинк: «Мои работы — это попытка диалога с городом, его жителями, властями, культурными институциями»

© РИА Новости. Александр Уткин

— Как вы опишете направление, в котором работаете?

— Я бы сказал, что это проказы, хулиганство. Мне нравится создавать провокационные ситуации, которые меняют к лучшему сложившиеся обстоятельства. В частности, я крайне обеспокоен потребительскими моделями поведения, которые формируют наши ежедневные привычки. Например, реклама: ее главный базовый посыл — «ты недостаточно хорош и, только купив наш продукт, можешь стать лучше». Вся реклама прямо или косвенно распространяет этот губительный для человеческой души месседж, чтобы стимулировать потребление.

Я могу позволить себе роскошь быть вне этих систем, поэтому я часто выступаю с радикальными, безумными или абсурдными идеями. Конечно, многие из них поначалу бывают восприняты как угрозы, но на самом деле так и только так происходит движение вперед.

— Расскажите, как вы оказались среди приглашенных гостей «ДелайСаммита»?

— В прошлом году, в ноябре кажется, я познакомился с одной девушкой, которая сотрудничает с движением «Партизанинг». Несколькими месяцами ранее она отправила мне мейл, где говорила, что ей нравятся мои работы.

Мост через речку-вонючку

Несколько лет подряд отходы из неисправной трубы лились на тротуар 33-й улицы в Нью-Йорке. Образовавшийся ручеек получил название Astoria Scum River («речка-вонючка Астория»). Пешеходы были вынуждены идти прямо по воде, а зимой рисковать здоровьем, перебираясь по льду. Ситуация настолько достала местных художников, что в конце 2009 года Джейсон Эппинк с коллегой построил над ручейком небольшой мостик. «Посвящен удобству и безопасности пешехода» — гласила табличка на нем. Сооружение мостика не потребовало от его создателей финансовых вложений, так как в качестве материалов использовалась найденная на помойке скамейка, шурупы и винты из старого шкафа. На появление пешеходного мостика отреагировало огромное количество СМИ: журналы, блоги и интернет-газеты всячески хвалили художников. И местной администрации пришлось заняться этой проблемой — принятое решение о ремонте неисправной трубы рабочие исполнили буквально на следующий же день, и Джейсон Эппинк с чувством выполненного долга демонтировал свой мостик.

— Какова главная идея, концепция ваших работ? Что вы хотите ими сказать?

— Во-первых, в моих работах нет политического подтекста. Во-вторых, многие из них подразумевают опосредованное участие горожан. В фокусе моего творчества — упорядочивание городской среды, превращение горожан, тех, кто видит мои работы, в активных соучастников среды, которую я выстраиваю. Мои работы — это попытка диалога с городом, его жителями, властями, культурными институциями.

Мигающие пиксели вместо видеобилбордов

Нью-йоркское управление метро тратит примерно 274 долл. на покупку и установку одного рекламного видеоэкрана, всего же в городе около 80 таких устройств. Эппинк придумал, как при помощи дополнительного экрана — «пикселейтора» превратить навязчивые видеоролики в симпатичные переливающиеся пиксели. Сделать экран можно из подручных материалов, а его установка займет всего пару минут — все просто, как детская игра.

Возьмем, к примеру, «пикселейтор». В городе много видеобилбордов, ощущается избыток рекламных видеороликов, которые становятся слишком навязчивыми. Это тот язык, на котором город коммуницирует с жителями. Я не считаю, что реклама в городе — это зло, но ее все же слишком много. «Пикселейтор» не был попыткой решить проблему ни в коем случае. Это лишь просто шутка.

С мостом то же самое: маленький деревянный мостик, сделанный из старой скамейки, был всего лишь попыткой привлечь внимание к проблеме. Труба текла несколько лет подряд, все так привыкли к этому недоразумению, что оно практически стало частью городской среды. Но мы сумели заставить всех посмотреть на проблему по-другому.

— Жители поняли вашу шутку. А как насчет властей?

— Мои работы легко разобрать, и следов не останется. (Смеется.) Нам действительно удалось привлечь внимание к текущей трубе, и чиновники поблагодарили нас за то, что мы подняли эту проблему, и починили трубу. Об этом много писали городские СМИ. Было забавно.

— Были ли другие случаи, когда тоже удавалось добиться быстрых результатов?

— Что такое победа для меня? Моя первостепенная цель — привлечь внимание к проблеме, борьба с безразличием. Прекрасно, когда удается устранить неполадки в городской среде быстро, как это было с мостом на речке. Но повторяю еще раз: моя задача — привлечь общественное внимание, это мой вклад.

— Что вы рассказали участникам форума «ДелайСаммит»?

— Я хотел рассказать о том, что такое тактический урбанизм, и подготовил что-то вроде мастер-класса о роли гражданских активистов в городских изменениях. Я был очень рад встретить в Москве людей, которые вдохновили меня на что-то новое.

— Это ваша первая поездка в Россию?

— Нет, несколько лет назад я выступал с мастер-классами в Петербурге и Екатеринбурге.

— Вы заметили разницу между организацией городского пространства в США и у нас, в России?

— Про Екатеринбург не скажу ничего: мало что увидел. А Петербург показался мне одетым в особую униформу, сложилось впечатление очень цельного, унифицированного городского пространства.

Цветелина Митева

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе