Взгляд на Перекоп из Твери

Любопытное продолжение получили публикации «Северного края», посвящённые проблеме красноперекопских корпусов (казарм) на улице Калмыковых («В старые стены стучится новая жизнь», 21 октябре 2011 г. и «По старым стенам – новым ковшом», 8 ноября 2011 г.). Журналисты Тверского информационного агентства нашли в ярославских реалиях нечто общее со своей ситуацией.
Комплекс зданий, известных как Морозовские казармы, стали камнем преткновения для нескольких поколений чиновников Твери. Здания требуют как минимум капитального ремонта. Мало пригодные для современного жилья, они нуждаются в новой функции, после чего эти надёжно построенные в своё время корпуса могли бы ещё долго служить городу.

Есть варианты их использования, но инвесторы интереса к ним не проявляют. Препятствием остаётся то, что Морозовские казармы не расселены. Заложенных в последнюю программу бюджетных денег хватило лишь на строительство одного муниципального общежития, частично расселён только один дом. Расселение Морозовских казарм не включено и в расходную часть бюджета на 2012 – 2014 годы.

На этом фоне пример Ярославля, сумевшего всё-таки расселить похожие здания, кажется тверичанам вершиной успеха. Не вдаваясь в детали того, как это удалось, они обратили внимание на перспективы использования строений, доставшихся нам в наслед­ство. Обильно цитируются предложения авторского коллектива ярославского «Института проб­лем устойчивого развития городов и территорий» по превращению их в гостиницы, офисы солидных компаний. И, конечно, по передислокации сюда департаментов правительства области, разбросанных сейчас по всему городу. Тверское агентство приводит слова архитектора Аркадия Бобовича о том, что старая промзона по-прежнему представляет собой значительную материальную ценность. Подтверждает это его же примерами по приспособлению старых производственных комплексов к современным нуждам на Западе и в России.

К сожалению, тверские коллеги упустили одну очень важную деталь: ярославские власти сумели расселить эти здания, потому что признали их аварийными. А значит формально, по закону, обязаны теперь их снести – как ни дико выглядит снос мощных краснокирпичных стен, построенных на века. Другое дело, что при желании те же власти вполне могут их сохранить, считают ярославские защитники старины и обращают внимание на опять же действующие законы Российской Федерации, которые могли бы помочь в данном случае. Комплекс Ярославской Большой мануфактуры, частью которого являются корпуса, могут, например, претендовать на статус достопримечательного места или на статус вновь выявленного памятника. И то, и другое сделает снос невозможным. Но для этого надо засучить рукава и взяться за оформление необходимых для этого документов. Власти, похоже, браться за это не собираются. Сумеют ли это сделать общественники, покажет время.

Что касается Твери, то там всё-таки другая ситуация. При том, что обильно цитируются публикации «Северного края» и помещено целых пять наших снимков, воспользоваться ярославским примером там будет очень непросто. Морозов­ские казармы – памятник архитектуры. Следовательно снос ему не грозит. Но попробуйте расселить любой памятник, если, как у нас в Ярославле, инвесторов привлекает одно: возможность расчистить место для нового строительства.
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе