Бедные навсегда?

Бедные навсегда? Кажется, бедность — не самая популярная тема в искусстве. Но за 2500 лет ей посвятили множество произведений. Некоторые из них показывают сейчас на родине Карла Маркса, в немецком Трире. Зачем понадобилось наступать обществу на мозоль — разбирался The New Times

«Семь дел милосердия» Питера Брейгеля-младшего и «Скудная трапеза» Пикассо, «Нищие музыканты» Рембрандта, «Русская нищенка» скульптора Эрнста Барлаха и фотографии бездомных работы Карин Повзнер, самой живущей на улице… 250 экспонатов более чем из 80 европейских музеев и частных коллекций представляют два с половиной тысячелетия европейской бедности. Впрочем, в античности быть бедным означало скорее быть смешным: отсутствие работы воспринималось как добровольный выбор, общество относилось к обездоленным с интересом и даже симпатией, но без сочувствия. В пышущей экономическим здоровьем Александрии, откуда происходят многие экспонаты античного раздела, богатых было так густо, что их отходами могли прокормиться многие (думали сами богатые).


Античный раздел выставки «Бедность. Перспективы в искусстве и обществе» вынесен в Трире в отдельную экспозицию, ее показывают в Музее Рейна, посвященном древней истории, в то время как выставку про бедность Нового времени и наших дней — в городском музее Симеонсштифт. Так античность оказывается прологом к нынешним временам, которые не очень зависят ни от христианской морали, ни от представлений о социальной ответственности.


Чем дальше, тем сложнее. Сегодня в Германии почти седьмая часть населения, 11,5 млн человек, живет у черты бедности или уже ниже нее, число за последние десять лет увеличилось на треть. Эта статистика близка к средней по Европе, кажущейся процветающим краем. В итоге, чтобы увидеть реальность, устроителям выставки понадобилось сразу несколько перспектив бедности, от «Документации — свидетельств бедности» до «Призыва о помощи» и «Идеал — модель».


Но есть и неназванные перспективы, например, перспектива самого Трира. Здесь и знаменитый городской собор, чьи барельефы полны страждущих, и письма нуждающихся начала ХХ века, и описания знаменитых трирских борцов за социальное равенство. Карл Маркс — неизбежный герой (его в Трире уважают, портрет висит в городском музее, а собственно музей Маркса — обязательная часть всех экскурсий по городу, где разъезжает автобус со знакомой бородой). Менее известен в России Освальд фон Нелль-Бройнинг (1890–1991). Католический мыслитель, иезуит, советник папы Пия XI, он сформулировал положения знаменитой энциклики 1931 года о социальной политике Quadragesimo anno. Нацисты запретили ему не только публиковаться, но и писать, а в 1944-м осудили на три года тюрьмы. Фон Нелль-Бройнинг оказал важнейшее влияние на социальную мысль XX века, 1800 его опубликованных работ во многом определили современную социальную стратегию Запада, их влияние сопоставимо с влиянием трудов Маркса.


Эта уникальная выставка — итог десятилетнего труда сотрудников Университета Трира, исследовавших тему «Чуждость и бедность». Усилиями 70 участников проекта была подготовлена сама выставка и огромный каталог к ней, более похожий на ученый труд с обилием картинок, чем на традиционный альбом «по поводу». Впрочем, экспонаты напоминают, что основа всякой выставки — именно они. Особенно если это веселое искусство, как «Оскар для безработных» Йорга Иммендорфа. Возможно, его породила реальность. В Мюнстере, на проходящем раз в пять лет фестивале современной скульптуры, один из призов вручают бездомные — автору, чья скульптура оказалась лучшей с точки зрения самих бездомных. То есть чтобы под ней можно было укрыться от непогоды, переночевать в тиши и спокойствии. В каком-то смысле это и есть одна из главных задач искусства — не только исследовать, но и защищать, утешая.


Mокроусов Алексей


The New Times


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе