Ближе к телу

Искусство высоких технологий в "Гараже"

«Гаражу» не впервой показывать дизайн, как не впервой выставлять высокотехнологичные арт-объекты, но новый проект «Decode: Прикосновение к цифровому искусству» объединил то и другое. Жанр выставки, которую курирует замдиректора программы современного искусства Музея Виктории и Альберта Луиз Шеннон и которую уже показали и в этом лондонском музее, и в пекинском Художественном музее Центральной академии изящных искусств, можно обозначить как «для просмотра с пятницы по воскресенье».

Получилось в самый раз: выставка вмещает ровно столько, чтобы развлечь и не утомить, – 26 работ. «Развлечь» в данном случае – не ругательство со стороны жаждущих от искусства невероятных душевных энергозатрат, а определение – это действительно хороший вариант провести выходные. Можно было бы рекомендовать ее для семейного просмотра, если бы не одно «но». Но об этом позже.

Информационное и технологическое поле, в котором, будто в гигантском котле, варится человечество, разбито тут на три зоны, в известной мере отражая развитие взаимоотношений людей и IT. Все вместе – выставка достижений, только уже не народного хозяйства, а компьютерной эры. «Код» – про то, каким бывает цифровой дизайн – от перевода в формат дигитальной эстетики данных биржевых сводок до влияния человеческого голоса на цифровую картинку. Идущая следом «Интерактивность» – трогательный (здесь и вправду можно трогать) раздел про то, как люди вступили с техникой в диалог. Наконец, «Сеть» – о том, что сегодняшний человек уже не представляет жизни, не будучи запутанным в паутину блогов, социальных сетей и системы навигации.

Для сентиментальных Симон Хейденс «вырастил» хрупкое деревце, из-за датчиков неравнодушное к колебаниям ветра на улице, а с приближением зрителя меланхолично сбрасывающее на пол чахлые листочки. Для людей деловых Аарон Коблин превратил в разрастающуюся на глазах разноцветную паутину «Схем полетов», совершенных в Северной Америке 12 августа 2008-го. Траектории путешествий, в том числе и совсем утилитарных вроде грузовых перевозок, вспыхнули тонкими светящимися нитями в черном небе. Саша Пофлепп заставил программу «Социального коллайдера» реагировать на обсуждаемые в Twitter'e темы – на запросе «Каир», к примеру, машина притормаживает – много обращений. Для самовлюбленных исследовательский центр Fabrica из Тревизо, что близ Венеции, устроил как раз-таки «Венецианское зеркало» – если принять картинную позу и не дергаться, на HD-экране, обрамленном осколками обычного зеркала, появится портрет новоиспеченного нарцисса. Противовесом этому торжественно-манерному объекту стала «Видеосетка» Росса Филлипса, где видео с попавшими в объектив любопытными зацикливается и оказывается частью большого пазла на экране, отчего, как правило, кривляющиеся персонажи походят на неустанно выпрыгивающих из табакерки чертей.

От интерактивности и податливости «умной» техники в восторг приходят даже взрослые. Дизайнерский проект «Одуванчик» от студий Sennep и YOKE сгодится одновременно для партии зеленых и для рекламы бытовой техники. На экран с безмятежно распушившимся одуванчиком можно «подуть» из фена. Его пушинки-зонтики разлетятся прочь (потом они возвратятся). А после можно вообразить себя не то «разбрызгивателем» Джексоном Поллоком, не то Ротко: Мехмет Актен оборудовал площадку для создания «Живописи телом». Вслед за взмахом руки на экране появляется выразительная цветная клякса. Впрочем, речь ведь не только о взрослых – яркая зрелищность и особенно интерактивность наверняка придутся по вкусу детям. Единственное, что из этого универсального общесемейного ряда выпадает, – «Долгий поцелуй» известного мексиканского художника Рафаэля Лозано-Хеммера. Десятки картинок с целующимися парами «оживают» при появлении зрителя. Тема толерантности – само собой (большая часть поцелуев – «однополые»), но едва ли этот объект родители захотят показать своим детям.

Дарья Курдюкова

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе