Брожение на Винзаводе. Дубль два

Галерея Ирины Меглинской уезжает с Винзавода, а может быть, не она одна.

Жизнь современного искусства, кажется, по-прежнему бьет ключом.

Фото с сайта ЦСИ Винзавод

Весной такой переполох вызвали известия и последовавшие за ними рассуждения о переформатировании трех старейших московских галерей – Айдан Салаховой, XL Елены Селиной и Марата Гельмана, – что поневоле начинаешь нервничать, узнав о переезде с Винзавода галереи «Меглинская». Вообразить можно что угодно. А можно сказать, что не отдельные галереи, а сам Центр современного искусства меняет лицо.

Последней выставкой галереи «Меглинская» на Винзаводе стала «Моя Москва», приуроченная к выходу одноименного альбома Игоря Мухина. Теперь, прогуливаясь по закоулкам Винзавода, в этой точке вы уткнетесь в пустые стены и, может быть, застанете девушку, собирающую вещи. Она скажет, что галерея переезжает, но все подробности будут в сентябре. То же самое ответила нам и сама Ирина Меглинская, основавшая тут галерею в 2010 году. Можно было бы вспомнить эмоциональные обсуждения упаднического состояния арт-рынка в России, новый виток которых спровоцировали объявления о переориентации трех крупнейших галерей. Можно посмотреть на соседей – но нет, цепной реакции пока не последовало. Галеристы на вопрос о возможном переезде реагируют кто удивленно, кто достаточно взволнованно, не желая раскачивать лодку, поднимать волну и давать развернутых комментариев. Возможно, все дело в ценах на аренду, которые, говорят, стали выше? - Не отвечают. Остается гадать. Оно и понятно, журналист, что комар – жужжит навязчиво над ухом. Или – как некрасовский мужик, который, «что бык: втемяшится/ В башку какая блажь –/ Колом ее оттудова/ Не выбьешь: упираются,/ Всяк на своем стоит!» Осторожно они говорят, что съезжать не планируют – ни Селина, Гельман и Айдан Салахова, ни «Риджина», ни «Проун», ни, например, недавно перебравшаяся на Винзавод галерея pop/off/art. Так что если о причинах «передислокации» Меглинской сейчас остается гадать, можно поразмышлять о перспективах. О том, как вообще развивается Винзавод.

Разумеется, было бы странно раздуть эффектный воздушный шар проблем из новости о переезде одной галереи. Добавить понятные сомнения: ведь в начале июля глава департамента культуры столицы Сергей Капков распорядился ввести в штатное расписание музейно-выставочного объединения «Столица» (это – выставочные залы «Манеж», «Новый Манеж», «Домик Чехова», музейно-выставочный комплекс «Рабочий и колхозница», музей-мастерская Дмитрия Налбандяна и музей Вадима Сидура) новую должность арт-директора и назначил на нее одну из создательниц галереи «Проун» Марину Лошак. Можно ли говорить, что галерея сохранится после этого в прежнем своем обличье? Так недалеко и до вывода: из современного искусства на Винзаводе того гляди останется одна «Платформа» Кирилла Серебренникова. Но это не так.

Винзавод продолжает работать, возможно, на место одной галереи придет другая, как Ирина Меглинская пришла на территорию, что прежде занимала галерея «Победа» (Меглинская была ее совладелицей), перебравшаяся на «Красный Октябрь». И хочется верить, что на новом месте Меглинской будет комфортно. Выставки в 4-м Сыромятническом открываются когда ни зайди – здесь чувствуется какое-то брожение, люди общаются, музыка играет. Вроде смотришь и радуешься, а с другой стороны, ловишь какое-то внутреннее тревожное ощущение. Что-то не то, не тот Винзавод, что был одним из крупнейших кластеров, пространство которого в 2007-м бережно сформировал архитектор и художник Александр Бродский и который приучал к такой вот демократичной модели открытых вернисажных вечеров. Когда не только люди фланировали меж показами, но и идеи, живые какие-то обсуждения курсировали между галереями и бывшими винными цехами. Несколько лет назад этот центр современного искусства стал модным местом, эту самую моду говорения о contemporary art привившим публике.

И все-таки есть впечатление, будто брожение есть и внутреннее, системное. Когда весной собирали журналистов обсудить перепрофилирование трех галерей-долгожителей, не раз звучали сетования, что последнее время галерейные выставки мало освещались СМИ. Кажется, и формат здешних вернисажных вечеров уже вызывает меньше ответной реакции публики, чем прежде, хотя тут, конечно, сложно измерить и посчитать и уж тем более спорно выводить из этого какие-то тенденции. Однако портрет Винзавода меняется. Это не Дориан Грей, но параллельно с художественной активностью площадка обрастает бутиками, сувенирными лавками и кафе, и кажется, что подспудно уже эта тусовочная часть оставляет в тени галерейную жизнь. По крайней мере тут всегда людно, а выставочные залы летом стоят полупустыми. Такие, выражаясь языком тех же кафе, комплименты от Винзавода хороши, просто зреет ощущение, что происходит какая-то рокировка главного и второстепенного. Может быть, что-то не то с самим форматом, в котором функционирует это пространство?

То, что галереи не закрываются, отрадно, но у галеристов появились новые векторы деятельности, что тоже приходится учитывать. Марат Гельман объявил весной, что его и его жены Юлии галерейная площадка примет у себя его проект «Культурный альянс». А лето добавило к этой инициативе сотрудничество с коллекционером Виктором Бондаренко, еще месяца три назад об этом не было известно. Владелец «Риджины» Владимир Овчаренко, оставляя галерею в прежнем виде, в сентябре откроет с собственниками бывшей фабрики «Красный Октябрь» новую галерею «Красный Октябрь» в бывшем Шоколадном цехе. В XL и «Айдан галерее» сейчас открыты летние показы художников, с которыми галереи работают, в первой – до конца июля, во второй – вроде до сентября. Когда они начнут работу в новом формате – XL Projects и Aidan Studio, пока неизвестно, у Айдан Салаховой осторожно планируют ребрендинг на позднюю осень, но подробности пока не сообщают.

Из других инициатив – год назад тогдашний директор Винзавода Софья Троценко высказала желание построить музей современного искусства, нынешней весной она ушла на госслужбу, оставшись членом попечительского совета Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», а музей как-то перестали обсуждать. В комментарии журналу «Искусство» Троценко сказала, что они в этом направлении «взяли тайм-аут», поскольку было объявлено, что новое здание ГЦСИ построят на Бауманской, вблизи от планировавшегося Музея Винзавода – а также чтобы «прояснить дальнейшие направления культурной политики в городе».

А в пяти минутах от Винзавода стоит Центр дизайна ARTPLAY. Не стоит на месте – набирает обороты. Говорить о конкуренции двух кластеров было бы натяжкой – все же у них разные профили, а на Винзаводе элементарно больше арт-площадок (во всяком случае – пока). Но он энергично рвется вперед. Тут и половину основного проекта Московской биеннале показывали, и «Инновацию» вручали, и спектакли «Золотой маски» играли, да и просто здесь становится все больше заметных выставок. А если у Винзавода есть «Платформа» Кирилла Серебренникова, то на ARTPLAY, например, покинувший страну в 2007-м Анатолий Васильев провел первую за последние пять лет творческую встречу. Поначалу кластеры не конкурировали, достаточно было того, что они существуют, в каком-то смысле даже поддерживая друг друга (кто доберется до Винзавода, дошагает потом до ARTPLAY, и наоборот). Теперь соревнование обозначилось, что нормально.

Новый импульс Винзавод, надо думать, получит, когда произойдет «перезагрузка» трех названных галерей. Это вопрос времени, в конкуренции тоже немаловажный.

Дарья Курдюкова

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе