Чарующий и современный бивень мамонта

Однажды, увидев композицию из двух профилей – мужского и женского, так весело смотрящих друг на друга, - вы тоже улыбнетесь и, конечно же, запомните ее. Вам вдруг станет по-детски радостно и весело от этой мозаики. Кусочки драгоценной мамонтовой кости разноцветны, тщательно отполированы, теплые оттенки от нежно-кремового до темно-коричневого завораживают своей красотой и ощущением тепла рук мастера. Что-то очень знакомое покажется в профилях лиц, вспомнится то ли графика авангарда XX века, то ли античные керамические сосуды, - знакомая тема, но решение совершенно новое – удивительно тактичное декоративное обобщение художественного образа. Вот в этой свободе обращения к мировому наследию как раз и кроется секрет творческой фантазии профессионального скульптора. 


Названия произведений Моисеева не очень-то раскрывают их содержание. «Сосуд» - так думал автор назвать свою статуэтку - подобие древней амфоры, а получилась скульптура - силуэт ангела. Задремавший ангел пробуждается, его голова еще покоится на плече, но крылья уже слегка расправляются… Замечательное произведение – хочется смотреть и смотреть. Вас гипнотизируют переливы цвета: серебристо–черноватого, кремового с белесыми прозрачными прожилками-нитями,… Оплывающие поверхности бугорков-крыльев привораживают, как что-то и впрямь небесное – и в вашей душе просыпается мелодия. 

Особенность произведений из кости – их камерность. Бивень мамонта - слишком драгоценный материал, чтобы из него создавать крупные, общественного звучания произведения. Так повелось с давних времен: в римской империи первых веков нашей эры из бивня слона создавали пластины с рельефными портретами консулов и императоров, позже - в христианском Константинополе и западном (католическом) искусстве - иконы, ларцы, небольшие фигуры святых. На Руси вместо слоновой кости в этом же качестве использовали мамонтовый бивень. 

Бивень мамонта очень похож на бивень слона, но как материал - гораздо более красив. Внешняя корка бивня – как одежда для бивня – темно-коричневая.

Под ней может оказаться кремовая кость с пятнами голубого, зеленого, черного цветов. Всё зависит от того, в каких условиях, в какой земле в течение тысячелетий сохранялись останки мамонтов. Такое разнообразие оттенков и привлекает Василия Моисеева. Свои композиции он строит на контрастном сопоставлении шероховатой внешней поверхности бивня и гладкой блестящей текстуры сердцевины, так называемой муфты бивня мамонта. Тонкая сильно изогнутая пластина корки – это его условное пространство, в котором повествуется чукотская легенда «Келе и девки», - миниатюра на тему сказки о злом духе-птице, который подвесил девушек на дерево, и они оказались без шубок. Образы северного фольклора особенно близки Василию, - и как мир его детства, и как художественный источник образов, пограничных между реальностью и вымыслом.

Собеседник


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе