Что нужно знать об азиатском искусстве

Китай в мире современного искусства имеет не меньший вес, чем Италия, — и дело не только в масштабе местного арт-рынка, но и величине здешних талантов. «Воздух» изучил, как устроено искусство в странах Азии.

Китай

Ай Вэйвэй никогда не относился к древности с почетом — ­например, в одной из своих работ он нанес на древние вазы логотип Coca-Cola

Работы Юэ Миньцзюня всегда можно узнать по сверкающей улыбке

Чжан Хуань работает со своим телом, меняя его самыми разными способами и тем самым утверждая свое право на творчество

Чжан Сяоган делает реалистичное искусство, которое только притворяется коммунистическим, вот только лица у его героев всегда испуганные и печальные

История

Современное искусство здесь появилось в конце 70-х вместе с новым курсом реформ Дэн Сяопина. Особой приметой нового искусства стала критика правительства и радикальные высказывания, помогающие изжить травмы прошлого. С тех пор выросло не одно поколение художников, которые успешно совмещают китайский традиционализм с западными художественными приемами. Чжан Хуань, например, наносит на свое тело иероглифы, Юэ Миньцзюнь рисует страшные картины с многократно повторяющимся оскаленным автопортретом. Безусловно, источником рефлексии для китайского искусства в 90-е годы по большей части являлась «культурная революция», теперь темы куда шире — от экологии до рождаемости. Причем многое из того, что можно было делать в 90-е, сегодня нельзя.

Самый известный художник

Ай Вэйвэй. В юности учился за границей и вернулся в Китай в 1993 году, где был обласкан властью, которая стремилась продвигать современное искусство как коммерчески успешное. Официально превратился в диссидента, после того как заинтересовался подробностями Сычуаньского ­землетрясения в 2008 году и стал интерпретировать эту тему в своих работах. В 2011 году его арестовали, но потом освободили, и сейчас ему нельзя выезжать из Китая. Что, впрочем, не мешает художнику делать иностранные выставки.

Специфика

В Китае запрещены Twitter, Facebook и YouTube, а на ТВ не показывают фильмы, искажающие официальную версию истории, но тем не менее в стране нет художественной цензуры. Местный Минкульт никогда не стал бы критиковать работы только потому, что они не нравятся министру. Зато есть официальная цензура и четкие правила: нельзя оскорблять лидеров зарубежных стран и членов компартии или говорить о Сычуаньском землетрясении.

Южная Корея

Ли Ен Бэк для Венецианской биеннале 2011 года выбрал тему скрытого насилия, которое внешне вполне эстетически приемлемо

Корейское искусство предпочитает яркие цвета и высокие технологии

Для художницы Никки С.Ли важно примерить на себя роль всех своих персонажей — от милой школьницы до танцовщицы стриптиза

История

Первая выставка современного искусства прошла в Сеуле во дворце Кёнбок в 1969 году, в том же году был основан Национальный музей современного искусства. Восприняв западные ценности, Корея едва ли не в первую очередь стала развивать собственное искусство. Важная черта корейского искусства — художники, живущие за границей или по крайней мере получившие зарубежное образование. Художница Никки С.Ли, которая в 1994 году уехала в Америку учиться фэшн-фотографии, прославилась серией снимков, в которых она примеряет на себя различные ролевые модели распространенных американских субкультур — от панков и скейтеров до преппи и яппи. Ли Ен Бэк, работы которого представляли Корею на Венецианской биеннале 2011 года, использует яркие цвета и знакомые повседневные образы, чтобы говорить о войне, саморазрушении и подсознательных страхах.

Самый известный художник

Нам Джун Пайк — он одним из первых начал использовать в работе аналоговое телевидение как средство художественного выражения. Несмотря на то что Пайк начал свою карьеру с музыкальных экспериментов в духе Джона Кейджа и вообще кажется крайне далеким от местной политической повестки дня, его можно назвать первым международным корейским художником.

Специфика

Корейское искусство очень высокотехнологично, что неудивительно, учитывая, сколько электронных приборов, автомобилей и телефонов производят в Корее. Одновременно в этом искусстве нет какой-то магистральной линии, специально узнаваемых образов, вроде Мао в Китае. Как и корейская популярная музыка, современное искусство здесь очень разнообразно, оно максимально космополитично и использует национальные мотивы так же непринужденно, как современные европейские художники — элементы готического стиля.

Сингапур




Мэттью Нгуй — один из самых известных сингапурских художников, а в Австралии, например, он считается почти местным, потому что прожил и работал там много лет


Скульптор из ­Сингапура Кумари Нааппан — концептуалист, ее работы украшают многие местные музеи


Кроме скульптур Кумари Нааппан хорошо известна своими достижениями на ниве паблик-арта

История

Экономика небольшого островного государства с 60-х годов строилась на привлечении международных инвестиций и поддержании торговли. Современное искусство стало выгодным рыночным товаром в 90-е годы, и вот уже в 1996 году здесь открывается музей современного искусства. Сингапур — это своеобразная Швейцария Юго-Восточной Азии. Здесь нет какой-то примечательной художественной сцены, зато есть филиалы крупнейших мировых аукционных домов,?в которых постоянно проводятся торги на большие суммы денег. Местные художники избегают политических высказываний — это видно по работам Мин Вана, который представлял Сингапур на Венецианской биеннале в 2009 году. Он пе­реснял шедевры кинематографа вроде «Имитации жизни» или «Любовного настроения», заменяя не только актеров, но и подспудные смыслы фильмов: так, фильм Дугласа Сирка в его интерпретации становится не картиной об отношениях между людьми разных национальностей, а размышлением о сути пола как такового. Пусть отнюдь не самый свежий прием, но жюри его поощрило.

Самый известный художник

Мэттью Нгуй — первый сингапурский художник-перформансист, приглашенный на выставку «Документа» в Касселе (в 1997 году). Он до сих пор один из самых главных художников в Сингапуре, а в 2011 году стал первым местным куратором Сингапурской биеннале. Показательно, что он долгое время прожил в Австралии, ставшей его вторым домом.

Специфика

Цензура в Сингапуре не легче, чем в Китае. Здесь нельзя критиковать в произведениях искусства деятельность правительства, а также стран, с которыми дружит Сингапур, нельзя оскорблять по религиозному и национальному признаку, да, в общем, здесь нельзя почти все, что может не понравиться чиновникам.

Япония





Макото Аида, работающий в жанре взбесившейся манги, один из самых скандальных авторов Японии: его обвиняют во все смертных грехах от вопиющей жестокости до мизогинии



Работы Такаси Мураками легко отличить от любых других по кислотным цветам и немыслимым композициям



Художница Табаимо, как и многие другие японцы, любит комиксы — и снимает короткометражные мультфильмы

История

В 1989 году в Хиросиме был создан первый музей современного искусства. Японцы после войны с удовольствием воспринимали западные ценности, в число которых попало и современное искусство. Однако собственные традиции здесь до сих пор остаются сильнее модных заимствований, поэтому и современное искусство вышло немного не таким, как у всех. Классический японский эстетический принцип «моно-но аварэ» («печальное очарование вещей») до сих пор движет многими японскими художниками, поэтому они создают работы, ­которые обязательно требуют созерцания.

Самый известный художник

Такаси Мураками тоже по-своему развивает традиционное японское искусство, а именно комиксы манга. По сути он японский Джефф Кунс, но его гигантские скульптуры мультперсонажей — это не просто увлечение монументальной формой, а социальное высказывание. Мураками, поднимая на пьедестал героев низовой культуры, таким образом иллюстрирует свой художественный манифест 2000 года, в котором он критиковал японское общество как двухмерное, «мультяшное» пространство, где сглаживается все между высоким и низким. Его работа «Мой одинокий ковбой» (изображающая эякулирующего персонажа аниме) была продана в 2008 году на аукционе Sotheby’s за рекордные $13,5 млн.

Специфика

Самый серьезный запрет в японском искусстве касается порнографии. Показательным является недавний случай, когда японская художница Мэгуми Игараси работала над проектами каяка и других объектов в форме собственной вагины. Тем, кто пожертвовал деньги на этот проект, она высылала цифровую 3D-модель своих половых органов — и впоследствии была задержана полицией за распространение порнографии.

Малайзия



Ахмад Заки Анвар — малайзийский академист, любитель писать людей с натуры


Вон Хой Чеон исследует своих соотечественников в исторической перспективе


Невинные коллажи Лю Кун Ю показались полиции подрывающими государственный строй

История

Современное искусство в Малайзии развивалось, с тех пор как страна обрела независимость в 1957 году. Однако долгое время местные художники никак не могли отойти от абстракции, которая как нельзя лучше соответствовала прогрессивному исламскому обществу. В 1998 году вместе с экономическим кризисом малайзийские художники открыли для себя возможности перформанса, ­социальной и политической критики в произведениях. Разумеется, помимо этого художники разбираются со своим прошлым и обращаются к повседневности в фотографии и инсталляциях. Например, Лю Кун Ю путешествует по стране и снимает на пленку разнообразные памятники в городах, деревнях и на природе. Или просто делает композиции из фотографий различных домов по цветам и типу. А Вон Хой Чеон рассказывает историю оккупации Малайзии Японией во время Второй мировой войны в своем фильме «Doghole».

Самый известный художник

Ахмад Заки Анвар отдает предпочтение фотореализму, в который добавляет мистики и восточных аллегорий. Любит писать портреты обнаженных молодых людей и девушек в национальной одежде. А вообще он — уважаемый человек и сын известного политика.

Специфика

Цензура и здесь свирепствует вовсю — подчас самые невинные выставки вроде «Proposal for My Country» («Предложение моей стране»), в которой Лю Кун Ю составил коллаж из открыточных видов Малайзии, оказывались причиной крупных разбирательств и отставок. Здесь как минимум нельзя смеяться над государственными деятелями — в 2009 году работу художника Фахми Реза, изображающую премьер-министра Наджиба Разака с залепленным скотчем ртом, удалили из галереи по требованию оскорбленного гражданина, но художника все-таки не посадили.

Индонезия



Ниоман Масриади использует революционный некогда прием: помещает ­американских пер­сонажей в местный колорит

Ниоман Сани — ­художница с четкой феминистской позицией, но родные балийские виды тоже любит рисовать

История

В Индонезии богатая история художественного сопротивления политике. При режиме Сухарто с 70-х по 90-е сменилось несколько арт-групп и художников, которые противопоставляли себя правительству. В Индонезии невероятно богатый культурный ландшафт и развита художественная критика. Здесь, например, не очень рады всплеску интереса к современному искусству на торгах, потому что это отвлекает от творчества. Но этот процесс не остановить, и чем больше индонезийских художников участвует в биеннале и триеннале по всему миру, тем больше денег вкладывают коллекционеры. Соотношение традиционного и современного в индонезийском искусстве сложно оценить, но все же местные художники отдают предпочтение традиционным техникам.

Самый известный художник

Ниоман Масриади пишет картины в гротескно экспрессивном стиле, передавая свои впечатления от наблюдений за жизнью ­соотечественников. Он является одним из самых коммерчески успешных ху­дожников в Азии, в 2008 году его триптих «Man from Bantul (The Final Round)» был продан на торгах Sotheby’s за $1,1 млн, установив рекорд для произведения азиатского современного художника. К сожалению, в России в основном известны малайзийские художники, использующие нестандартные способы нанесения краски на холст (например, при помощи футбольного мяча) или заменяющие эту краску едой, косметикой или пролитым кофе, но сами работы при этом не далеко ушли от уличного искусства в районе Арбата.

Специфика

Здесь нет цензуры, но существуют четкие культурные особенности. Например, местная художница Ниоман Сани выступает за равноправие полов, но при этом рисует женщин в откровенных платьях — потому что они являются символом свободы.

Тайвань

Это не пончик, а произведение известной тайваньской художницы Мии Лю

Караоке — это проблема международного уровня, считает Чен Та Ю

Другая проблема, заботящая Чен Тан Ю, это спам — ему он посвятил свою видеоинсталляцию The Letters

Фотограф Чьен Чи Ченг — член престижного мирового сообщества Magnum Photos

История

Многие местные художники находятся в тени своих более громких и многочисленных коллег из Китая, которые уже успели занять нишу в мировом культурном процессе. Тайваньское искусство так же разнообразно, как и китайское, но не имеет таких четких художественных ориентиров и столпов. Более взрослые художники вроде Чен Та Ю и Чень Чи Чана посвящают свои работы мировой интеграции Тайваня, будь то языковые сложности или договорные браки между вьетнамскими женщинами и уроженцами Тайваня, развивая мировую тенденцию на современное искусство как продвинутую гражданскую журналистику. Другой ракурс деятельности местных художников — чистейшей воды фикшн: например, тот же Чен Та Ю фантазирует о том, как в результате хитрого заговора правительства остров взорвут на маленькие части, а саму катастрофу покажут в прямом эфире. Хотя и это тоже не чистой воды выдумка, а едкий комментарий к роли медиа в новом мировом порядке.

Самый известный художник

Несомненной звезды нет, но есть ветеран тайваньского искусства Ву Хао, который прославился как мастер печатной орнаментальной графики, в которой он удачно соединил достижения западной технологии и восточную любовь к деталям и нюансам. Его искусство можно назвать фольклорным, но оторваться от него невозможно, ведь именно таким представляет себе человек с Запада идеальное азиатское искусство.

Специфика

В Тайбэе проводится одна из самых влиятельных биеннале в Азии, а искусство тайваньских художников скупают коллекционеры из Китая и других близлежащих стран. Главной проблемой местных художников остается поиск собственных отличительных черт, которые позволят им выделиться на фоне ­китайских, малайзийских и индонезийских соседей.

Этот материал был опубликован в журнале «Афиша» №16 (376) с 8 по 21 сентября 2014 года.

Текст Мария Семендяева

Афиша-Воздух

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе