Доброта искусства

Выставка “Художники свободы” Анатолия Зверева и Владимира Яковлева в Доме Нащокина

Любовь к живописному, как к средству передачи смысла в картине, проснулась у художников на рубеже 20 века. И потом, с приходом соцреализма, уснула. Но не у всех. Анатолий Зверев (1931-1986) и Владимир Яковлев (1934-1998) – яркие представители нонконформизма, «неофициального» стиля, 1960-70-х годов – оказались по-авангардному стойкими поборниками свободной и стихийной живописи как самоценности искусства.

Первый – бедствовал, пил и вообще многим казался юродивым, второй – в 18 лет почти потерял зрение и часть жизни проводил в психиатрической больнице. Оба – художники-одиночки и большие любители цвета, фактуры и движения кисти. Оба из-за нехватки средств часто писали гуашью. Их творчество не вписывается ни в один конкретный стиль, а складывается из множества течений и их интерпретаций: импрессионизм, постимпрессионизм, примитивизм, экспрессионизм, абстракционизм, ташизм… К примеру, Яковлева с Ван Гогом роднит даже схожая биография: бедность жизни, откровенность живописи, лечение в психиатрическом отделении.

Дом Нащокина уже не раз показывал в своих стенах Анатолия Зверева. В этот раз его выставка проходит в связи с творчеством другого нонконформиста – Владимира Яковлева. Однако сравнение двух художников неожиданно оказывается не в пользу первого. Очевидно, что акцент делался на Звереве – его работам отдано большее пространство верхнего этажа. Произведения же Яковлева – «загнаны» в подвал галереи. Не смотря на это, ощущения от выставки оказались противоречащими логики построения экспозиции: легко дышалось именно в подвале с Яковлевым, а не на верхнем этаже со Зверевым.

Портреты Зверева, при всей экспрессивности, стихийности, а порой и грубости его мазков, сохраняют какую-то непонятную, неприятную миловидность. Этим-то некоторые его образы и смущают. Особенно парадоксальными они представляются в контексте его безумного образа жизни. Может, Зверева подводило чувство вкуса? Или эти подслащенные женские образы были его отдушиной в мире грязи и бедноты, который постоянно давил на художника? Кажется, в своих портретах художник воплотил некую иллюзию легкой одухотворенности, в которой, вопреки живому буйству красок, сочности и фактурности мазков, почему-то больше чувствуется дух салонной живописи, нежели свежего ветра художественной свободы. На контрасте со Зверевым Яковлев представляется более честным, а творчество его – чистым и лишенным отпечатков скрытых притязаний.

Известно, что труднейшие жизненные обстоятельства были у обоих художников, что творили они вопреки бедноте, вопреки официальному искусству, вопреки своему одиночеству. Однако Яковлеву сострадать хочется как-то больше, чем Звереву. Перед картинами первого трепещешь, а перед картинами второго – нет. И это при том, что в народе Зверева любят почему-то больше.

Владимир Яковлев

У Владимира Яковлева особенно чудесны картины цветов (яркие сочные пятна лепестков на холодном темном фоне) и серия двойных портретов. Нарушая человеческие пропорции и ломая шею изображаемым девушкам, Яковлев кладет голову одной на плечо другой («Двойной портрет», 1974). Премилый, нежный и теплый жест любви и единения. Кстати, в музее «Art4.ru» висит почти такой же портрет, только по-девичьи еще более утонченный. Владимир Яковлев говорит: «Очень люблю Рублева. Особенно “Троицу”. Это действительно шедевр. Самый красивый в мире наклон головы». Положение девушек в картине «Двойной портрет» – не есть ли тот самый «наклон», только по-яковлевски лирически гиперболизированный!? Духовное единение, ставшее в картине художника материально ощутимым, приобрело наивность, простоту и человеческую любовь.

Анатолий Зверев и Владимир Яковлев – художники, в общем, сложные, многогранные, неоднозначные. Каждый написал по несколько тысяч картин. Все творчество за одно выставку, конечно, не охватишь, а вот полюбить – возможно, полюбишь. Открытость художественного языка, безусловно, к этому располагает.

Выставка продлится до 10 мая в Доме Нащоина (Воротниковский пер., 12)

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе