Дорогой товарищ Пабло

26 февраля в Музее им. Пушкина открывается долгожданная выставка Пабло Пикассо. Ради него директор Пушкинского Ирина Антонова отменила обещанную выставку прерафаэлитов. Она готова была и не на такие жертвы. 

Такой шанс выпадает раз в жизни: французский национальный Музей Пикассо закрыли на реконструкцию, коллекция отправилась на три года в мировое турне

Антонову не смутил кризис, сокращение государственного финансирования, проблемы со спонсорами. Просто такой шанс выпадает раз в жизни — в 2009 году французский национальный Музей Пикассо закрыли на реконструкцию, коллекция на три года отправилась в мировое турне. 
Это необычная коллекция, которую Французская Республика хитростью выманила из семьи художника. Уже после смерти Пикассо в 1973 году во Франции был принят закон: вступить в наследство возможно, только заплатив налог государству. Он достигал 60 процентов стоимости самого наследства. Коллекция с рю де Торни — это тот самый налог на наследство, выплаченный "натурой". Последняя жена Пикассо Жаклин после долгих переговоров с хранителем Национального музея современного искусства Домиником Бозо отдала Франции большую часть своего собрания. 

Свою первую выставку Пикассо Ирина Антонова делала в 1956-м, полвека назад — это был прорыв. Если сегодня выставка Пикассо — это синоним роскоши в музейном мире, то тогда это была победа культурной дипломатии, наглядное доказательство: на дворе оттепель, невозможное возможно. Незадолго до этого во время войны всю русскую коллекцию Пикассо эвакуировали на Урал. Из эвакуации Пикассо вернулся "художником, чуждым советскому человеку". Блестящее собрание Щукина, которое он еще в начале века покупал в нищей мастерской художника, заперли в запасниках. 

На выставку 1956 года Пикассо дал 40 новых работ и намекнул: было бы интересно приехать в Советский Союз. Но вместо художника на открытии была только телеграмма: "Я давно сказал, что пришел к коммунизму как к роднику и все мое творчество привело меня к этому..." 

Французские спецслужбы заподозрили его в симпатии к коммунистам еще в 1940-м, тогда и отказали во французском гражданстве. В рассекреченных в 2004 году отчетах зафиксировано недоумение следователей: "Имеет миллионы франков на счетах в зарубежных банках, а у себя в студии повесил картину с серпом и молотом". 

В Компартию Франции Пабло Пикассо вступил в конце войны, к первой московской выставке он уже заслуженный голубь мира. Он дарит соратникам картины, а они их продают, чтобы пополнить партийную кассу. По просьбе ЦК он рисовал Сталина. К 70-летию вождя советской империи он изображает аллегорию — рука с бокалом и подпись "Сталин". Из руки расходятся солнечные лучи. А в марте 1953-го он иллюстрирует некролог в Les lettres francaises. И тут уже бокалом отделаться не удается. Он рисует Иосифа прекрасного, будто сошедшего с семинаристской фотографии... Товарищи по партии оскорблены в лучших чувствах. Коммуниста Пикассо вызывают на ковер, вспоминают "политическую близорукость" и "мелкобуржуазные настроения"... В 2007-м партбилет Пабло Пикассо выставят на аукционные торги. Он уйдет за 600 евро. 

Возможно, благодаря Щукину Пикассо всю жизнь симпатизировал русским и принимал у себя советских граждан без разбору: от Маяковского до Церетели. Среди его почитателей в России был, например, Лев Давыдович Троцкий. Свое увлечение он объяснял "перманентной революцией" в искусстве, которой добивается Пикассо. Существует даже рисунок Юрия Аненнкова, где Троцкий любуется "Арлекином" Пикассо в музее Щукина. 

Рассказывают, что сам Пикассо немного говорил по-русски. Русской была его первая законная жена — Ольга Хохлова. Они познакомились в год Октябрьского переворота в дягилевской антрепризе. Пикассо занимался сценографией балета "Парад", Хохлова танцевала в кордебалете. Она была из семьи подполковника царской армии, что ужасно забавляло Дягилева: "Какова труппа?! Дворянки даже в кордебалете". Хохлова, как это водится у русских красавиц, мечтала о нарядах и светской жизни, ей единственной удалось втиснуть Пикассо во фрак. Поначалу все было, как она хотела, вплоть до венчания по православному обряду в соборе Александра Невского в Париже. Он все время писал ее портреты — на глазах она превращалась из нежной девушки в мегеру. В 46 лет он сменил Хохлову на 17-летнюю фею. Брак закончился провалом, как когда-то балет "Парад". Но русская история в жизни Пикассо только начиналась... 

Анна Монгайт 

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе