Экспозиция русской иконы Новгородского музея-заповедника пополнилась новым шедевром мирового уровня

15 декабря, в Главном здании Новгородского музея-заповедника в одной из самых известных экспозиций пополнение. Этого события ждали долгие годы, после того, как икона «Богоматерь Умиление» попала в руки реставратора высшей квалификации Юрия Александрова. Вместе с хранителем фонда древнерусской живописи и резного дерева Юлией Комаровой они совершили открытие мирового масштаба.

История началась еще в 2002 году. Находившаяся под темным лаком и записями, потемневшая от пожаров икона неизвестного происхождения ранее не привлекала внимания исследователей. Можно было предположить, что она достаточно древняя и происходит из какого-то крупного новгородского храма. В музей икона попала, вероятно, в 1930-е годы, когда массово закрывались церкви и монастыри и изымались принадлежащие им ценности. Во время оккупации Новгорода немецкими войсками была вывезена в Германию и в 1947 году вернулась обратно в Новгородский музей.





На первый взгляд, может показаться, что подобные открытия происходят случайно, - рассказывает Юлия Комарова. - Но это не так. Только после многолетнего поиска, работы с архивными документами и старыми фотографиями наступает момент, когда все факты сходятся и «картинка» складывается. И нам тогда с Юрием Юрьевичем в описях Николо-Дворищенского собора XVVIII – начала XX века удалось обнаружить в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат древний образ Богоматери Умиление. Сохранилась и фотография интерьера храма, сделанная в 1912 году. Правда, на ней икону очень сложно узнать - она вставлена в раму-киот, закрыта окладом, украшена гирляндами цветов.

Оказалось, что это древнейшая дошедшая до нашего времени икона Никольского собора. Первоначально икону датировали началом XVI века – по доске, характеру обработки шпонок. Согласно летописному сообщению, 7 декабря 1462 года в Никольском соборе произошел сильный пожар. Последовавший ремонт значительно изменил интерьер храма: к 1463 году в соборе появилось подцерковье, было устроено межэтажное перекрытие, сооружен новый иконостас. И, видимо, для обновленного иконостаса и была написана эта икона.

В процессе реставрации подтвердилось, что по стилю образ соответствует 60-м годам XV века, времени архиепископа Ионы (1458-1470). Но исследователей удивляло еще и другое.

Иконография иконы «Богоматерь Умиление» не характерна для Новгорода. Считается, что новгородские мастера создавали эмоционально более сдержанные, героические образы. А здесь представлен очень трогательный момент общения Богоматери и младенца. Примечательно, что подобная иконография была известна в византийском искусстве еще с XII, а в русском – с XIII века. Но иконы этого периода не сохранились, и самые ранние, московские или среднерусские, датируются первой половиной XV столетия. Поэтому крайне необычно появление такой иконы в Новгороде. Возможно, иконописец ориентировался на какой-то неизвестный нам византийский образец. Но новгородское происхождение иконы не вызывает сомнения – на него указывают ритмически организованная композиция, энергичные упругие линии, очерчивающие лаконичный силуэт, гармоничная ясность цветовых соотношений.




Реставратор Юрий Александров тоже пришел в восхищение от исполнения этого образа. В процессе работы над шедевром он обратил внимание на то, что графья сделана летучими линиями уверенного в себе мастера.

Но, тем не менее, если присмотреться, то можно увидеть, что в ходе работы мастер менял детали по сравнению с графьей, - делится Юрий Александров. - На одеждах Богоматери рисунок складок изменен и местами не соответствует графье. Иконописец думал уже об эстетическом восприятии вещи. При этом лики Богоматери и младенца Иисуса написаны по чистому левкасу, без предварительного прографления.

Но не только пожары оставили трагический след на шедевре. Икона неоднократно поновлялась в прошлые века. И перед реставратором стояла сложнейшая задача убрать всё лишнее, вернув живопись XV века. Работа велась под бинокулярным микроскопом на протяжении 13 лет инструментами, изготовленными по чертежам самого Юрия Александрова. Лишь сильные потертости на золочении звезд и рясен на кайме не позволили удалить незначительные фрагменты поздних прописей. Ход реставрации можно увидеть в фильме Марии Комаровой.

Иконы XV века – их сохранилось не так много – давно известны и хорошо изучены, - комментирует Юлия Комарова. - И в наше время огромная удача обнаружить такой значительный памятник эпохи наивысшего расцвета новгородской иконописи, созданный выдающимся мастером. Не сомневаюсь, со временем этот удивительный образ Богородицы станет хрестоматийно известным.



Специально для образа «Богоматерь Умиление» освободили одно из центральных мест в зале с живописью XV века. Она расположена рядом с «Битвой новгородцев с суздальцами» - шедевром, который уже занял почетное место в хрестоматиях по древнерусскому искусству. Увидеть же вновь обретенный шедевр можно с 16 декабря..

А еще любителей древнерусского искусства ждет обновление выставки «Новгород в истории Российского государства». Там можно увидеть две иконы из фондов музея, которые редко выставлялись. Одна из них – «Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, с житием св. Василия Великого» конца XVI столетия. Вторая – «Святитель Николай Чудотворец, с житием» XVII века.



Фото Евгения Гордюшенкова и Павла Петрова
Автор
Павел Петров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе