Это страшное слово «уборщица»

Если вы совсем не умеете рисовать, а вам страсть как хочется, чтобы вас считали художником — не горюйте!

Громоздите инсталляции не в отхожих, а, наоборот, весьма «прохожих» местах и наворачивайте перформансы — там же, где ходит, бродит и снуёт по делам разной степени важности наибольшая куча народу. Там вы будете всем мешать, о вас будут спотыкаться, вас будут раздражённо обходить и обдавать словами разной степени приличия.

После первого же подобного эксперимента, вы сможете считать, что ваш слив засчитан и что отныне вы есть и будете не кем попало, а самым настоящим художником-модернистом, перформансо-инсталлятором.

Здесь всё дело в наличии определённой доли бесстыдства, при полном отсутствии брезгливости.

Если вам сразу сильно повезёт и кто-нибудь из особо несдержанных прохожих попробует украсить вашу физиономию своей личной инсталляцией в фас и в профиль, вы попадёте из полиции в сводку новостей и сможете приплюсовать к вашим творческим достоинствам статус «гонимца» какого-нибудь «режимца». Это не обязательно, но приятно, как бонус, потому что даёт хорошую ауру и ощутимо помогает в дальнейшем продвижении по творческому пути.

Сразу после вышеописанных базовых этапов, вы можете без ненужной застенчивости соваться на любые «биеннале» и выкрутасничать уже там. Ваши работы к тому моменту должны оцениваться не менее 70.000 евро и вам всего-навсего останется регулярно поддерживать вашу загадочную репутацию короткими вылазками в неожиданные места.

Залезьте ночью в зоопарк и намалюйте нечто многозначительное в вольере каких-нибудь добродушных и заторможенных, вроде черепах.

Знаменитый Бэнкси, например, лазил к пингвинам: утром встали сотрудники, пришли посетители — а над очумелыми пингвинами, огромными буквами во всю стену надпись – «Рыба надоела!»


Очень оригинальный художник. Впрочем, нет, не очень оригинальный: Бэнкси на самом деле умеет рисовать и, кстати, не только по трафарету


Но и на Бэнкси бывает проруха, если он очень торопится и малюет в стиле «абы как». Совсем недавно, одна бристольская школа решила прижизненно обессмертить Бэнкси, дав его имя одному из зданий школьного ансамбля. А Бэнкси, в благодарность, залез туда ночью и на свежепокрашенной стене очень реалистично изобразил чудную горящую покрышку и очень схематично — девочку, катящую покрышку палочкой, как при игре в серсо.


Работа Бэнкси в бристольской школе. 
Фото ABCNews


Но злой сторож, oбнаруживший всё это великолепие поутру, решил, что стену испортили хулиганы и бросился смывать ночное безобразие. Хорошо, что при этом он громко ругался: подоспели другие сотрудники, заметили оставленную Бэнкси записку и разомлели от нежданного счастья.

Если кто не в курсе, узнайте немедленно, что сегодняшние цены на «street-art» (уличное искусство) варьируются от 70.000 евро до 1.800.000 евро за фреску.

Если кто не понял, я за Бэнкси. Повторяю: в отличие от предпочитаемого сегодняшней конъюнктурой большинства, Бэнкси умеет рисовать.

Но это не помешает ему совсем скоро стать классиком модернизма, потому что Бэнкси не теряет нюх и держит нос по ветру, зарабатывая на славу «гонимца» и вышеупомянутую ауру «борца»: инкогнито шастает по ночному городу Калэ и квасит по стенам фрески в защиту мигрантов, которые (если верить фрескам…) не так страшны, как их малюют…


Работа Бэнкси в Кале. 
Фото The Telegraph


Если вы уже решились опробовать себя на художественной стезе, всё-таки учтите, что там не всем «бэнксям» масленица и особенно не масленица тем, кто в отличие от этого «бэнкси» рисовать вовсе не умеeт, а умеeт только не стесняться и замачивать инсталляции в духе «абы что». Такого рода инсталляции на несветлом пути художника подстерегают страшные опасности в лице обслуживающего персонала выставок, музеев и галерей современного искусства.


Главные вражины инсталлятора — некультурные уборщицы


Или, как сегодня во Франции их следует называть, в свете правил политкорректности, чтобы не обижать дискриминирующим грубым словом «уборщицы» – «техники поверхности» (techniciennes de surface). От так.

Эти «техники поверхностей» и акулы чистоты очень расстраивают эстетов-организаторов, всё чаще поднимающих вопрос о «спецподготовке» уборщиц, тьфу, то есть, «техников поверхностей», которая позволила бы им работать в окружении произведений искусства, без риска покрошить шедевры в полные помои.


Инсталляция Трейси Эмин.
фото huckmagazine.com


В самом деле, прецедентами полнится вся современная история искусств: в 1999 г., в лондонском музее Tate Britain, инсталляция художницы Трейси Эмин претерпела варварское вмешательство местной уборщицы, лишённой художественного вкуса, и была выметена начисто, вдрызг, вдребодан…Инсталляция представляла собой запачканные трусы и россыпь презервативов на кровати, а также вокруг, по той самой поверхности, чистоту которой обязывало поддержать уборщицу её призвание…

Та же участь постигла инсталляции художников Дамьена Хёрста (пустые пивные банки и пепельницы полные окурков, на фоне современного дизайна), Сары Гольдшмиед & Элеоноры Кьяри (разбросанные по комнате пластиковые стаканы и бутылки из под шампанского, усыпанные конфетти) и Поля Бранки (раскрошенное по полу печенье и куски картона).


Инсталляция Поля Бранки. 
Фото Wall Street Int.


Последняя инсталляция, до её брутального выметения, была, между прочим оценена в 11.000 евро…


Если кто не понял, я за уборщицу. Она знает, что надо выметать


Приподнятый и ещё не опущенный вопрос о «спецподготовке» уборщиц в музеях современного искусства в настоящий момент обсуждается публично и встречает убийственный довод со стороны едких и бездушных консерваторов (типа меня, если кто не понял), упорно не желающих расширять свои заскорузлые эстетические концепции и принимать всё новое, которое ни сном ни духом не ведает об оголтело забываемом старом: говорят, что ещё ни одна уборщица в мире не выметала поганою метлой произведения Гойи, Веласкеса или Вермеера…

Если кто не понял, всё это гораздо серьёзней, чем может показаться.

Несколько лет назад, после рецензии на издание, в котором великолепная восьмёрка лучших французских эссеистов (консервативного толка) громила современные потуги некоторых деятелей того же вида и рода, что и вышеописанные, я получила в личку гневное письмо от одной вдумчивой, но рассерженной читательницы, вопрошавшей, зачем вообще писать о подобных безобразиях, если не для их незаслуженного пиара.

По мнению читательницы, всю информацию об этих в буквальном смысле слова «потугах» следует безапелляционно жёстко замалчивать, дабы не давать ходу бредовым идеям и их рекламе. Только таким методом усердного молчания, по мнению читательницы, подобные безобразия можно прекратить. Tогда к народу само собой вернётся истинное чутьё на искусство и хороший вкус тоже yйдёт в народ…

Саму рецензируемую книгу сердитая читательница так и не прочитала. А зря.

Там в самом начале очень короткая вступительная статья русского христианского философа Татьяны Горичевой. А в статье, очень краткое, но, по размышлении, исчерпывающее пояснение, отчего и почему следует безапелляционно жёстко говорить и об этом тоже. Не забывать.

«…та же античеловеческая болезнь прoникает под маской обновления форм искусства, называемого «современным».


Вот поэтому. Не поднимайте брови и не торопитесь выметать смысл сказанного. Подумайте


Эта схема работает сегодня повсюду.

Если вы совсем ничего не умеете, а вам страсть как хочется, чтоб вас считали политиком — не горюйте!

Громоздите инсталляции из слов и смыслов и наворачивайте перформансы в многолюдных местах…

Но бойтесь уборщиц, метлу приносящих! Они совсем без спецподготовки и поэтому точно знают, кого выметать…



Фото к публикации: Wax cleaning lady, Staatsgalerie, Штутгарт, Март 2004
Автор
Елена Кондратьева-Сальгеро
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе