Идейно сложенное тело

"Девушки с веслом" в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея выставила авторские экземпляры "Девушки с веслом" Ивана Шадра. В зале на Крымском Валу, посвященном советской скульптуре 20-30-х годов, демонстрируются две бронзовые отливки с гипсовых моделей — это все, что осталось от знаменитой статуи, украшавшей в предвоенное время московский Парк имени Горького. Рассказывает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.

Само выражение "девушка с веслом" давно уже успело превратиться в идиому: пожалуй, никакой другой скульптурный сюжет, включая пионера с горном, не символизирует так отчетливо блеск и нищету советского садово-паркового китча. На самом деле Иван Шадр к этому племени гипсовых девушек с веслом, заселившему парки и скверы по всему Союзу, не имеет никакого отношения. Тех девиц художественно-производственные комбинаты ваяли, обращаясь в качестве первоисточника вовсе не к его, Шадра, "Девушке", а к аналогичным статуям работы Ромуальда Иодко. Благо скульптор Иодко своих барышень позаботился одеть, а "Девушка с веслом" Шадра совершенно нага и ничуть этого не стесняется.

Теперь можно только по фотографиям составить некоторое представление о том, как смотрелись в ЦПКиО ее отлитые в бетоне формы. Внушительно смотрелись, все-таки статуя, сочетавшая идейно выдержанный спортивный задор с кокетливой телесностью, была восьми метров в высоту (это, правда, если считать весло) и стояла вдобавок на постаменте в центре большого фонтана, расположенного на осевой магистрали в самом что ни на есть ответственном с композиционной точки зрения месте.

Не то чтобы автору вылепленного с натуры "Ленина в гробу", "Сеятеля", чье изображение украшало червонец, и совсем уж знаменитого "Булыжника" (который орудие пролетариата) стоило беспокоиться о признании, но все-таки судьба "Девушки с веслом" на абсолютное признание не очень похожа. Первый вариант "Девушки", установленный в Парке культуры в 1935 году, раскритиковали и сослали отчего-то в Луганск, где скульптура и сгинула. В 1936-м Шадр изготовил новый вариант, учтя, по прелестному замечанию прессы, критические отзывы посетителей парка. Но и вторая версия "Девушки" ненадолго пережила своего автора, умершего в апреле 1941-го. Считается, что скульптура была уничтожена немецкими бомбами, хотя велик соблазн предположить, что ее просто демонтировали и не озаботились дальнейшей сохранностью, поскольку было как-то не до "Девушек с веслом".

Предание утверждает, что первый вариант скульптор лепил со студентки Института физкультуры Веры Волошиной, которая потом стала комсомолкой-героиней и соратницей Зои Космодемьянской (и погибла одновременно с последней). Но тут, несмотря на высокое звучание этой истории (которую не могли не вспомнить и во время теперешней презентации), явно какая-то путаница. По документам очевидно, что та Вера Волошина приехала из Кемерово в Москву только в 1937-м, да и в любом случае в 1934-м ей было 15 лет — возраст, с которым не очень вяжется созревшая женская стать шадровской статуи. Зато про модель для второго варианта все известно точно — Зоя Бедринская, гимнастка, позже пошла в архитекторы, участвовала в проектировании гостиницы "Пекин", потом гостиницы "Россия" и Дома советов РСФСР (теперешнего Белого дома).

Сохраненные Шадром черты гимнастки теперь можно рассмотреть в подробностях — модель головы скульптуры сохранилась и вот впервые демонстрируется публике. Вместе с тем, что подается как авторский экземпляр первого варианта, но на самом деле представляет собой эскиз, вылепленный с эскизным же качеством. Обе вещи хранились после смерти скульптора в его семье, но в 50-е вдова Шадра настояла на то, чтобы с гипсовых оригиналов были сделаны бронзовые отливки, которые и попали в коллекцию ГТГ.

О месте "Девушки с веслом" и ее массовых гипсовых коллег в советской "культуре тела" говорили много; чисто художественная проблематика здесь менее прозрачна, чем кажется,— можно до хрипоты спорить, например, об античных прототипах шадровской скульптуры, хотя несомненно только ощущение того, что какой-то прототип должен быть. Теперешнее событие в ГТГ никаких вопросов не снимает; единственное, что удается понять,— это то, что поначалу Шадр наделял свою "Девушку" грузноватыми, "майолевскими" пропорциями, но, с другой стороны, это эскиз, и не похоже причем, что окончательный. Впрочем, событие и не стоит рассматривать как чисто музейное, поскольку инициатором его выступила Ассоциация любителей гребного спорта России. Она 12 июня будет проводить в Петербурге регату на Фонтанке, символом которой выбрана "Девушка с веслом",— отсюда и выставка. Точнее, даже две выставки, потому что ближе к регате обе вещи Шадра будут показывать уже в Русском музее.

СЕРГЕЙ ХОДНЕВ

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе