In Press: о чем говорят в мире-8, или Итоги 2014 года

В традиционной рубрике «Артгида» — итоговый обзор международной прессы. Среди главных тем года — выставки Джеффа Кунса и Криса Офили в Нью-Йорке, повсеместная протестная активность и находка коллекции Гурлитта.

Вид экспозиции выставки Jeff Koons: A Retrospective в Музее американского искусства Уитни, Нью-Йорк. 2014. Фото: Ronald Amstutz. © Jeff Koons

Под Новый год все пишущие об искусстве, критики и журналисты, отбывают традиционную повинность: подводят итоги истекшего года, составляют рейтинги, листинги и топы (мы не исключение). И профессиональная, и общая пресса пестрят пятерками, десятками и двадцатками The Best Of 2014. Бойцы газетно-журнального фронта вспоминают минувшие недавно дни. Вот так выглядит список лучших выставок года, по мнению критика The New York Times Роберты Смит: в него вошли ретроспективы Джеффа Кунса в музее Уитни (сопровождавшаяся параллельными показами его же работ в галереях), Роберта Гобера в МоМА и Криса Офили в нью-йоркском Новом музее. А вот провалами года Смит считает неуклюжую реконструкцию площади перед музеем Метрополитен и совершенно неоправданный снос здания бывшего Музея американского народного искусства музеем МоМА.


Вид экспозиции выставки Here and Elsewhere в Новом музее, Нью-Йорк. 2014. Фото: Benoit Pailley, courtesy Новый музей

А вот топ от нашего любимого критика Джерри Сальца в Vulture: Матисс в МоМА (Сальц постоянно и резко критикует МоМА, но на этот раз он скрепя сердце признает, что Матисс у них получился, хотя и не изменяет своему «фи» в адрес выставочной практики музея в целом), те же Кунс, Офили и Гобер, сделанная Массимилиано Джони в Новом музее выставка арабского современного искусства Here and Elsewhere («Джони, — пишет Сальц, — не стал заполнять выставочное пространство политически корректными, неолиберальными и неоконцептуальными работами с длинными текстами о хорошем арабском мире и плохом западном, а представил разные точки зрения и “-измы”. <…> Отрадно видеть, когда куратор не пытается свести регион к однозначности и представить себя супергероем, который прилетит и все исправит»), биеннале Уитни и, конечно, выставка Джудит Скотт в Бруклинском музее, великолепного скульптора-аутсайдера, родившейся глухой и с болезнью Дауна, прожившую полжизни в интернате для умственно отсталых, а теперь претендующей на звание открытия года, а может, и десятилетия.


Вид экспозиции выставки Герхарда Рихтера в галерее Мэриан Гудман, Лондон. 2014. © Marian Goodman Gallery

Топ европейских выставок составил портал Artnet. В нем — выставки Стива Маккуина в лондонской галерее Томаса Дэйна, Герхарда Рихтера в галерее Мэриан Гудман, Филиппа Паррено в берлинской галерее Эстер Шиппер, проекты «14 комнат» на ярмарке Art Basel (целый мини-фестиваль перформанса, по перформансу в каждом из 14 залов) и «Движущийся музей» в Стамбуле.


Любительская документация второй акции группы Global Ultra Luxury Faction в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. 29 марта 2014

Если говорить о том, что было самой заметной тенденцией уходящего года, то это, разумеется, рост гражданской и протестной активности повсеместно — в том числе и на художественном поле. Художники и околохудожественные активисты (все сложнее становится провести между ними границу) настоятельно требуют от всех фигурантов искусства, но в первую очередь от крупных организаторов, политической сознательности. В мае активистская арт-группа Global Ultra Luxury Faction захватила нью-йоркский музей Гуггенхайма: его знаменитый спиральный холл стал местом спонтанной демонстрации в защиту прав арабских рабочих, занятых на строительстве нового филиала музея Гуггенхайма в Абу-Даби. Музейная охрана пресекла протест довольно быстро, она уже к ним привыкла: за год это была уже третья акция G.U.L.F. по этому поводу в Гуггенхайме. Если говорить о России, то до самого открытия европейской биеннале «Манифеста 10» в Эрмитаже продолжались споры и призывы к отмене или бойкоту биеннале: активисты считали, что безнравственно как ни в чем не бывало проводить биеннале в стране, где притесняются права человека и ведется агрессивная внешняя политика. От участия в «Манифесте» отказались российский коллектив «Что делать», румын Дан Пержовски и польский скульптор Павел Альтхамер. Другие художники заняли более конструктивную позицию, заявив, что как раз их участие в «Манифесте», а не отказ от него, — шанс что-то изменить. В частности, много копий было сломано вокруг российских законов, притесняющих ЛГБТ, — и Вольфганг Тильманс, участник биеннале, сказал, что выставленная им в Эрмитаже фотосерия, «пожалуй, самая гомосексуальная, что я когда-либо делал». Впрочем, это далеко не первый раз, когда биеннале и другие крупные культурные события подвергаются критике слева, более того, в нынешней реальности это фактически обязательный их компонент: организация событий такого масштаба невозможна без взаимодействия с государственной властью и крупным бизнесом, а они критике слева в обязательном подвержены по умолчанию, так что строчка «протесты-призывы-критика» становится обязательной в расписании подготовки любого крупного арт-события.


«Колесница» Альберто Джакометти на предаукционной выставке Sotheby’s в Лондоне. Фото: Carl Court. © 2014 Getty Images

Artnews составил топ аукционных продаж года. Рекордсмен — «Колесница» Альберто Джакометти, проданная на Sotheby’s в ноябре за $101 млн. За $84,16 млн ушла на Christie’s картина «Черный огонь I» Барнета Ньюмана, за $81,9 млн — классический «Тройной Элвис» Энди Уорхола.


Арне Свенсон. № 15. Из серии «Соседи». 2012. Пигментная печать. © Arne Svenson

Кроме того, тот же Artnews предлагает список собственных наиболее читаемых материалов года. Помимо обзоров и рецензий, там есть тематические статьи, что позволяет отметить сюжеты, наиболее интересовавшие и задевавшие читателей. Среди них, например, вопрос о том, насколько искусство имеет право нарушать границы частной жизни человека: об этом писала в сентябре Барбара Поллак. Поводом к размышлению послужил прецедент с проектом фотографа Арне Свенсона: тот сделал серию фотографий жильцов нью-йоркского дома через окна, не спросив разрешения. Жильцы возмутились нарушением privacy и подали на фотографа в суд. Фотограф же отвечает, что ни в чем не виноват, если жильцы так хотели privacy, могли бы занавеску задернуть. Поллак разбирает и другие случаи, когда подглядывание — невооруженным глазом или через камеры наблюдения — становилось инструментом и темой искусства, и старается найти баланс между демократическим требованием прозрачности и тайной частной жизни не только в искусстве, но и в обществе.

Или вот наболевшая тема, которую осветила в мае Эмили Натан: как совмещать искусство с необходимостью зарабатывать на жизнь и кормить семью, а также с самой семьей, особенно если вы женщина с детьми? Искусство или материнство? Это, собственно, обзор исследования Шерон Лауден, которая проинтервьюировала 40 художников и художниц о том, как они живут, если одним искусством не прокормиться, и как распределяют свое время, если еще и дети малые. Лауден настаивает на необходимости этого разговора и дальше: лицемерие считать, что каждый художник может и должен заниматься только своим художественным делом — пора взглянуть правде в глаза и проанализировать стратегии физического выживания и совмещения искусства с бытом.

А Джонатан Петрополус в январе отписался по нашумевшей теме — находке коллекции Хильдебранда Гурлитта: его сын, скромный арт-дилер, хранил у себя дома полторы тысячи произведений ведущих модернистов, конфискованных нацистами в качестве «дегенеративного искусства». Каков вообще статус искусства, конфискованного нацистами? Кому оно принадлежит? Должно ли оно быть возвращено наследникам авторов (если таковые объявятся), или считаться национальным достоянием, или принадлежать тому, кто его спас и сохранил? Дело ведь не только в Гурлитте, это ведь наверняка не единственная такая коллекция. На нацистов работала целая сеть экспертов по искусству, определявших «дегенеративность», — и наверняка многие из них что-то сохранили и передали потомкам. Все это Петропулос подробно разбирает, приводит массу интересных свидетельств, и призывает заняться темой подробнее.


Скриншот одной из страниц, попавших в подборку лучших ссылок года по мнению Закари Каплана

Наконец, новогодний подарок читающим и смотрящим приготовил заслуженный сайт Rhizome. Вот первая (от Энн Хирш), а вот вторая (от Закари Каплана) части подборки лучших ссылок года. Чего тут только нет! От эталонных критических статей Роберты Смит, Софии Кац и Джеффа Чанга до фан-арта, публикующегося на vine.co. Приятного чтения и просмотра, и увлекательного и умного нового года!

Текст: АННА МАТВЕЕВА

ArtGuide

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе