Новый музей уже открылся, но на очереди еще один частный музей – «Эрарта», экспозиция которого пока не доделана, но в который уже сейчас пускают наиболее настырных желающих. В этом расположенном в шикарном пятиэтажном здании бывшего райкома партии здании в причудливой конфигурации представлены художники левого ЛОСХа и молодые новаторы вроде лауреатов Государственной премии «Инновация» – группы «Мыло».
Но, в отличие от «Эрарты», Новый музей расположился на нескольких этажах камерного пространства над рестораном. На трех этажах представлено около ста работ (всего в коллекции около 300 произведений 73 авторов). Уже сейчас можно сказать, что Чехоев коллекционирует не столько вещи, сколько имена. Но и с этой точки зрения собрание выглядит более чем репрезентативно. В нем присутствуют работы многих героев советского андеграунда вроде Анатолия Зверева, Владимира Вейсберга, Оскара Рабина, Лидии Мастерковой, Дмитрия Краснопевцева, Льва Кропивницкого и Дмитрия Плавинского, практически всех (кроме разве что Ильи Кабакова) патриархов современного искусства – от Эрика Булатова, Виталия Комара, Виктора Пивоварова (представленного, правда, невразумительной серией фарфоровых тарелок по мотивам его самых известных произведений), Александра Меламида до Игоря Макаревича, художники поколения 1990?х (живописный дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Дмитрий Гутов, Айдан Салахова, Анатолий Осмоловскй, группа АЕС+Ф), а также восходящие звезды актуального искусства вроде участницы последней Венецианской биеннале художницы Ани Желудь. Собирать он, по собственным словам, начал лет десять назад. Краеугольным камнем его коллекции стало полотно патриарха ленинградского андеграунда абстракциониста Евгения Михнова-Войтенко (надо отметить, практически неизвестного в Москве). Сегодня в коллекции около 70 работ этого художника, и немудрено, что первым выставочным проектом, анонсированным музейными сотрудниками, станет ретроспектива именно этого автора. И даже эмблема Нового музея, напоминающая фрагмент античного орнамента-меандра, – тоже с полотна Михнова-Войтенко.
Консультантом коллекции Чехоева стал московский галерист, владелец галереи pop/of/art Сергей Попов. Иметь верного коллекционера – вероятно, самая заветная мечта любого галериста. Обычно сформированные таким образом собрания грешат известной однобокостью, обусловленной прежде всего личной выгодой консультанта-куратора. Так бывает, но Аслан Чехоев считает, что его альянс с известным московским коллекционером носил другой характер. «Я собрал уже 80% своей коллекции, когда познакомился с Сергеем Поповым, – заявил коллекционер. – За эти десять лет у меня сформировался неплохой вкус, я разбираюсь в предмете моего коллекционирования. И надо отдать должное Сергею Попову, он никогда ничего мне не навязывал».
Новый музей все же заслуживает определения «первый», но скорее в том смысле, что стал действительно первой успешно реализованной частной инициативой в области культуры и музеестроительства. Глава Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Антон Губанков сообщил, что правительство города всерьез нацелено на развитие «креативной индустрии» и что к Новому музею скоро присоединятся креативное пространство ТКАЧИ в одной из бывших промышленных зон города, Центр современного искусства им. Сергея Курехина, современный конгресс-центр на Малом проспекте Васильевского острова, и даже планируемый «Охта центр» обзаведется своим музеем современного искусства (на основе коллекции Центрального выставочного зала «Манеж») и культурной программой, которая, вероятно, будет направлена на то, чтобы сгладить негативное отношение петербуржцев к этому амбициозному архитектурному проекту.
Автор: Мария Кравцова
Эксперт