Избранное для привередливых

В Лондоне прошли русские торги


В Лондоне прошли торги русским искусством, традиционные, ожидаемые, стабильные и в чем-то даже поднадоевшие. Времена неуемного задора, щедро рассыпаемых миллионов и поражающих качеством вещей прошли, похоже, окончательно и бесповоротно. Клиент стал разборчив и требователен, в Лондон летать ленится, покупает лучшее, да и то привередничает. 

Если раньше о «русском безумии» писала даже зарубежная пресса, то теперь торги стали настолько рядовыми, что и своя-то не всегда удостоит вниманием. Не только потому, что в силу разных обстоятельств антиквариат и старая живопись требуют сейчас активной пиар-поддержки (именно так, собирать его стало не модно). Но и потому, что хорошие вещи на рынке найти сейчас очень непросто (и аукционные дома сами это понимают), и на смену русскому искусству приходят альтернативные разделы коллекционирования.

Коллекционеры не прошли мимо работы Василия Верещагина "Шпион".

Фото ИТАР-ТАСС

Впрочем, кто в этом году постарался, так это аукционный дом MacDougall's. Маленькая лондонская частная компания каждый раз впечатляет то отменной коллекцией, то неожиданными рекордами. В этот раз на вечерних торгах дом заработал 9,3 млн. фунтов, к которым следует прибавить также результаты торгов живописью и декоративно-прикладным искусством. Главное достижение этих торгов – рекорд на живопись Кузьмы Петрова-Водкина. Его минималистский натюрморт с яблоками и яйцами, раскиданными по небесно-синей скатерти, продали в рамках эстимейта за 2,3 млн. фунтов. И денег своих эта вещь стоит – несмотря на скромность натюрморта (написанного в непростые 1920-е), это типичная, узнаваемая работа с ощущением метафизичности и сферической перспективой, свойственными для работ художника этого времени. В Москву на предаукционную выставку натюрморт не привозили – он отправился в Киев, где, надо полагать, и завоевал какое-то коллекционерское сердце.


Леон Бакст. Желтая султанша. 1916.

Фото из каталога Christie’s

Два других лота-миллионера также прошли через киевскую выставку (что, впрочем, еще не доказывает, что именно киевские коллекционеры готовы выкладывать миллионы за русскую живопись). Контрастные, почти экспрессионистские по цвету «Цветы на веранде» Михаила Ларионова, редкая работа маслом начала 1900-х годов, проданы за почти 1,2 млн. фунтов.

А «Спящую обнаженную» Зинаиды Серебряковой купили за 1,1 млн. фунтов, видимо отдав ей предпочтение по сравнению, например, с обнаженной, выставленной за те же деньги (800 тыс. – 1,2 млн. фунтов) на торгах Christie’s, но непроданной. Надо сказать, что почти все работы были куплены в рамках эстимейтов, которые в этом году на MacDougall’s на удивление высоки. Попытка таким несколько искусственным образом поднять цены на русское искусство имеет и свою оборотную сторону – на вечерних торгах было куплено меньше половины лотов.

Зато 90% лотов купили на дневных торгах русской живописью Christie’s, который вслед за этим продавал еще и русское декоративно-прикладное искусство (всего дом заработал 8,3 млн. фунтов). Топ-лотом торгов стала купленная за 937 тыс. фунтов «Желтая султанша» Леона Бакста (эстимейт 350–450 тыс. фунтов). Созданная в смешенной технике в 1916 году эта обнаженная, с одной стороны, заметно отличается от его театральных эскизов, но, с другой, вырастает именно из набросков к балетам. В этой роскошной, раскрепощенной женщине в пышном тюрбане и накидке кто-то даже склонен увидеть Иду Рубинштейн, хотя скорее всего это просто фантазия.

Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт с яблоками и яйцами. 1921.

Фото из каталога MacDougall's

Но если успех Бакста был все-таки ожидаем, то выросший в цене с 200–300 тыс. фунтов до 713 тыс. портрет Михаила Александровича Голицына кисти Ореста Кипренского – неожиданный сюрприз. Портреты вообще сложны для продажи – не каждый готов повесить на свою стенку незнакомого человека, разве что речь идет о царской фамилии и очень известных личностях. Голицын, впрочем, тоже человек не последний, дипломат и коллекционер (часть его собрания сейчас в Эрмитаже), но портрет все-таки больше годится для исторического музея, чем для частного собрания. Впрочем, покупателя полотна Christie’s не называет. А для Кипренского такая цена – конечно, рекорд.

Наконец, еще один аукционный дом – Sotheby’s – тоже кое-что продал на своих вечерних торгах: 25 лотов из 38 на 10 млн. фунтов. Из любопытного тут разве что «Шпион» Василия Верещагина, который при всей своей мрачности был куплен в рамках эстимейта за 1 млн. фунтов. А за 2,9 млн. фунтов купили «Колокольчики» Натальи Гончаровой, которые еще пять лет назад установили ценовой рекорд. Теперь «Колокольчики» еле-еле купили даже ниже эстимейта. То ли покупатель стал настолько разборчив и скуп, то ли у русского искусства и в самом деле появились серьезные конкуренты.

Юлия Виноградова

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе