Как закалялась эмаль

На деньги Президента России в Ярославле создается маленький эмальерный Лувр

– Про 100 грантов первого лица страны, предназначенных для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, я прочитала в интернете, – рассказывает директор центра «Эмалис» Наталья Карих. – Подумала: вот он шанс воплотить давнюю мечту – создать в Ярославле уникальный музей эмальерного искусства, подобного которому нет в России! Горжусь тем, что поданную мной заявку одобрили, средства выделили.

В соавторах – огонь

– В живописи основа произведения – холст и краски. В художественной эмали – медная пластина и стеклянный порошок, окрашенный окислами металлов, – объясняет Наталья Николаевна. – Под воздействием огня они сплавляются в единую поверхность со сложной, как у драгоценных и поделочных камней, фактурой и удивительной палитрой красок – свежих и сочных, словно в первый день творения. Если прозрачные краски наносятся прямо на очищенную медь – достигается эффект свечения сродни золоту.

Но эта технология, включающая тщательную подготовку металла, измельчение стекла в порошок, многократный обжиг в муфельной печи, требует терпения поистине беспредельного. А труда – упорного, и далеко не всегда он бывает вознагражден, ведь даже секундная передержка в огне может все погубить.

Технику изготовления и росписи горячей эмали древнерусские мастера переняли в Византии, и на Руси это искусство знало как периоды пышного расцвета, так и глубокого упадка. Причем уже к 19-му столетию одним из ведущих эмальерных центров России наряду с Москвой и Санкт-Петербургом стал Ростов Великий Ярославской губернии. После революции 1917 года, когда воинствующие борцы с буржуазным прошлым причислили к нему эмальерное искусство и чуть было не уничтожили его полностью, Ярославская земля единственная в стране сумела сохранить школу художественной эмали, которая с церковной тематики переключилась на цветочные орнаменты и жанровые сюжеты в духе соцреализма.

А станковую живописную эмаль в России пришлось возрождать практически с нуля, и определяющую роль в этом опять-таки сыграли ярославцы. В 1986 году Союз художников командировал молодого художника Александра Кариха в венгерский город Кечкемет на международный симпозиум по горячим эмалям. Увиденное его буквально заворожило, и вскоре Александр Андреевич отправился в Венгрию еще раз, там познакомился и подружился с фрау Гертрудой Риттманн-Фишер из Германии, предложившей ему вступить в международное объединение художников-эмальеров и возглавить его российское отделение.

Эмальеров называют мастерами огня. Их действительно завораживает его магия, волшебная творческая сила, привносящая элемент случайности в строго выверенный технологический процесс. Даже маститый художник, выбравший в соавторы огонь, заранее не может сказать, какими новыми цветовыми оттенками одарит его произведение стихия. Горячая эмаль – искусство уникальное еще и потому, что каждая созданная вещь априори существует в одном-единственном экземпляре.

В 1992 году в Ярославле родился международный творческий центр «Эмалис». С самого начала первопроходцев возрождаемого направления в искусстве не оставили без внимания власти области и города, меценаты. А публика восторженно принимала их творческие искания.

– Огромную поддержку Александру Кариху и его единомышленникам оказал тогдашний руководитель управления культуры и искусства администрации Ярославской области Владимир Извеков, – рассказывает Наталья Николаевна. – Благодаря содействию Владимира Георгиевича творческому центру были выделены два здания, в том числе и то, в котором разместится будущий музей.

Тогда этот дом на Тверицкой набережной стоял без окон, без дверей, пребывая в запустении после пожара. Огромных усилий и немалых затрат стоило привести его в божеский вид, запустить муфельные печи.

Окно в Европу

Уже в то время Ярославль стал притягивать увлеченных огненной живописью художников буквально со всей России и из ближнего зарубежья. Ростки удивительного искусства, взлелеянные в творческой лаборатории «Эмалиса», проросли на Украине, в Беларуси и Казахстане, в Москве, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке, во многих городах и весях страны.

Для российских эмальеров ярославский творческий центр прорубил окно в Европу. Под его эгидой прошли выставки в Германии, Франции, Люксембурге, Дании, Австрии, Бельгии. По Италии художники совершили целое путешествие, перед открытием собственного показа работ посетив ведущие музеи и галереи этой страны. До сих пор им приходят приглашения практически со всех континентов.

– В Европе мы произвели фурор. В Люксембурге наши выставки трижды скупались практически полностью, – с ностальгией вспоминает Наталья Николаевна.

Летом 2005-го произошло событие из разряда судьбоносных: центру «Эмалис» предложили организовать выставку в Кремле, в администрации президента. Экспозиция была развернута как раз напротив кабинета ее тогдашнего руководителя Дмитрия Медведева. Говорят, Владимир Путин дважды приходил ее осмотреть.

Политическая элита России высоко оценила творчество членов «Эмалиса». Каждого участника поблагодарили лично.

И министр культуры

Президентский грант выделен на закупку профессионального музейного оборудования. Оно уже приобретено и смонтировано. Укрепленные на четырехугольном каркасе «плавающие» галогеновые лампы позволяют показать работы в самом выигрышном свете. Добавьте сюда специальные рельсы для развешивания картин, стильную мебель – и интерьер европейского уровня галереи предстанет в вашем воображении. Таким и будет музей эмальерного искусства – свято верит Наталья Карих.

Собственно, собрав коллекцию из более 200 работ эмальеров практически со всех уголков России, позволяющую увидеть основные этапы возрождения станковой горячей эмали, о создании музея Наталья Николаевна задумалась давно и даже сделала к этому первый шаг. Вот уже два года по просьбе администрации Заволжского района Ярославля в творческом центре «Эмалис» проводятся экскурсии для школьников. Так что «первая обкатка» экскурсионной программы и мастер-класса для начинающих пройдена.

– Это будет единственный в своем роде музей. Я верю, что уже в недалеком будущем он привлечет ценителей прекрасного, как Лувр в Париже, – уверяет моя собеседница.

Она – максималист и со всей страстью своей энергичной души мечтает сделать любимому городу «истинно королевский» подарок. Ее не смущает, что сравнение одноэтажного особнячка на Тверицкой набережной со всемирно известной сокровищницей художественных ценностей многие наверняка сочтут некорректным: «Давайте начнем, и откроются новые горизонты!». В плане туристического освоения левого берега Волги в том числе.

– Хотим открыть музей в сентябре – к празднованию 20-летия центра «Эмалис», – с воодушевлением говорит энтузиаст. – Надеюсь, это станет событием международного масштаба. Приглашение министру культуры России мы отправим.

…Кто-то завистливо вздохнет – баловни судьбы! Наталья Николаевна с этим категорически не согласна. Ярославские эмальеры прошли тернистый путь поколения, которому после развала СССР выпало строить на его обломках новую страну, создавать ее культуру, имя и славу. Им ничего не давалось без борьбы. Периодически не хватало денег на зарплату, реставрацию зданий, организацию выставок.

Теперь их музею предстоит вырасти до уровня полноценного туристического объекта и де-юре принести Ярославлю славу эмальерной Мекки России. С открытием новой экспозиции развитие этого искусства смогут отслеживать в городе на Волге не только российские поклонники «огненной живописи», но и заинтересованные иностранцы. В конце концов, почему бы им и не махнуть из своего Страсбурга или Ганновера на выставку-другую в наши края, благо аэропорт Туношна приобретает статус международного?..

«Ярославский Регион»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе