Прежняя хозяйка назвала жеребенка Орликом, в Ивашково его стали звать Осей – говорят, он добрый и спокойный, это имя больше подходит. В мае Орлику-Осе исполнилось два года, если пересчитать на возраст человека, то ему сейчас лет 12. Переходный период дает о себе знать – он уже начинает качать права и засматриваться на кобыл.
Место, где живет Орлик – это подворье «Другой мир». По факту – музей деревенского быта XIX века, а по сути – лошадиный приют. В нем обитают 8 жеребцов и кобыл, которых Дарья с мужем Александром спасли от живодерни. В ивашковский музей часто приезжают экскурсии. Особенно сюда зачастили после того, как жеребец Орлик вдруг обнаружил в себе талант живописца.
Картина для Ширвиндта
Тяга к «конописи» у Орлика обнаружилась случайно. В отличие от большинства своих сородичей, он все любил пробовать на зуб. Особенно Орлику нравилось подбирать с земли веточки и водить ими по воздуху, как будто рисуя.
Тут надо отвлечься и объяснить, что Дарья Чужая по образованию – художник по интерьерам. Поэтому неудивительно, что в один прекрасный момент она ради хохмы решила дать Орлику в зубы кисть.
– Думаю: дай-ка еще и мольбертик перед ним поставлю, – вспоминает Дарья. – А Ося вдруг стать тыкать кистью в бумагу, причем четко в нее попадал. Гляжу, а он что-то на ней изображает.
В общем, вот уже полтора года в загоне у Орлика появляются краски и мольберт. На одну картину у коня-живописца уходит от 5 до 15 минут. Если он выплевывает кисть или водит по холсту носом, значит, работа закончена. За всю свою карьеру художника Орлик-Ося написал немного – всего 25 картин, пять из них уже нашли покупателей.
На одной из картин, написанной в зеленых тонах, замечаю надпись: «Ося и Миша». От неожиданности задаю глупый вопрос:
– Это Орлик подписал?
– Нет, конечно, – улыбнулась Дарья. – Это Михаил Ширвиндт.
Весной телеведущий приезжал в Углич за сюжетами для своей передачи «Хочу знать!» с Михаилом Ширвиндтом» и заглянул в Ивашково. Орлик для гостя расстарался, над картиной поработал особенно тщательно. Ширвиндт ее подписал, но забирать почему-то не стал. Как бы не пришлось потом жалеть!
Дирижеры против гимнасток
К вечеру, когда жара немного спала, Дарья вывела художника из стойла. Орлик покосился на меня черным глазом, а потом стал рассматривать белый лист, пришпиленный к мольберту.
Через пару минут, изучив лист, он начал водить головой в разные стороны. Дарья тут же окунула кисть в красную краску и вставила ему в зубы. На листе появились первые мазки. Дальше что-то необъяснимое: Орлик категорически отказывался от зеленого, синего и коричневого цветов – просто выплевывал кисточку, зато с удовольствием мазал красным и оранжевым. Минут через 10 он повернулся к мольберту хвостом.
– Полотно готово, – объявила Дарья и отпустила художника на волю. Какое уж тут творчество, если «далеко, далеко на лугу пасутся ко…».
Глядя на картину, написанную в агрессивно-теплых тонах, мы решили назвать ее «От зарплаты до зарплаты». Вообще-то названия Орликовым работам тут давать не принято. Как-то экскурсант увидел картину «Дирижеры» и заспорил с Дарьей: мол, это гимнастки. С тех пор хозяева фермы решили не ограничивать посетителей в фантазиях.
Насчет направления, в котором работает Орлик, Дарья долго не раздумывает:
– Экспрессивный импрессионизм. Вот эта работа, например, уравновешенна, цвета очень гармоничные, есть движение. Эта по гамме хорошая. А здесь вообще листопад изображен.
Будущее импрессиониста Орлика туманно – переходный возраст может изменить его предпочтения и превратить в бабника, которому некогда торчать у мольберта. К тому же через несколько месяцев его начнут приучать к седлу и уздечке, так что сил на художества будет мало.
– На самом деле каждое животное имеет какой-то талант, – говорит Дарья. – И если бы человек не видел в них только рабочую силу, то таких, как Орлик, было бы гораздо больше.
Александр Невзоров, автор нейроанатомического атласа мозга лошади:
Лошади не умеют рисовать
Рассказывая историю Орлика, мы не могли не спросить мнение Александра Невзорова – человека, который знает все о лошадях и о возможностях их мозга.
– В данном случае речь идет исключительно о дрессировке. Жеребенок сначала берет зубами палочку, что-то ею царапает, а человек закрепляет это с помощью прикорма, потом дает кисточку, на нее мажет краску и подставляет лист якобы для рисования. Любая лошадь склонна к аппортировке и манипулированию собственным ртом – для нее это один из основных способов коммуникации, поскольку нет лап или рук, как у человека. Если мы говорим, например, о том, может ли лошадь составлять слова и способна ли она на проявление разума – да, может и способна. Но рисование относится не к области разума, а скорее к области мелкой моторики головы. Доли мозга, которые за это отвечают, у лошади не настолько хорошо развиты, чтобы можно было получать тонкие и точные движения – без этого она не может изображать графические символы, которые бы несли какую-то информацию. Поэтому она может просто мотать головой и водить кисточкой по бумаге, научить этому несложно.
Пустовойтов Сергей
Собеседник