Концептуальный символизм в визуальном искусстве как зеркало прогресса

Что есть прогресс в изобразительном искусстве? И что есть прогресс вообще? Интуитивно понятно, что прогресс есть движение. Но движение куда? К истине?
Всегда ли та новая истина, что предлагает нам прогресс, лучше и понятнее старой, которую мы скоро забываем. Разве женщины на фаюмские портретах менее живописны чем дамы на полотнах Ренуара из соседнего зала?


Евгений Гегузин. Still Life in a Steel Cage. Натюрморт в стальной клетке. 2016. 100x100 cm

Вряд ли возможен ответ на этом пути. Но это может означать, что дорога прогресса есть не что иное, как кривая линия, соединяющая точки зрения, в общем то, равноудаленные от истины, от истинной формы, от истинной картины мира. Эта линия указывает лишь путь, а не направление. Меняются критерии красоты и моды, стили и цвета интерьеров, и в этой суматохе меняющихся вкусов невозможно уловить момент истины и ее реальный облик.


Евгений Гегузин. Neoclassic. Неоклассика. 2017. Acrylics on canvas. 100x100 cm

Многие ли художники понимают, что любая тенденция искусства – лишь дань времени и длительность ее - невелика. Бесчисленные точки зрения на искусство заставляют предполагать не только отсутствие согласованного мнения, но и равновеликость (или равноудаленность от истины) различных художественных практик и различных подходов к искусству. Это же касается и живописцев, и фотохудожников, стоит лишь вспомнить, что задолго до изобретения фотографии, Платон предупреждал о бессмысленности копирования «натуры», которая и сама глубоко вторична и неадекватна, поскольку познается нами только через органы чувств.


Евгений Гегузин. Механизм. Mechanism. 2018. Acrylics on canvas. 100x100 cm

Однако скорость изменений картины окружающего мира и наших представлений о нем сегодня очень велика, а попытки исследования заканчиваются фрагментарностью картин Пикассо или ЛеВитта, или откровенными фантазиями типа Дали.


Евгений Гегузин. Modern Line. Berlin, Современность, Берлин, 2020, Installation, 205x205

Omne novum est oblitus veteris – все новое это забытое старое. В этом смысле концептуальный символизм в визуальном искусстве представляет собой всего лишь новое отражение окружающего нас мира - но при помощи традиционных символов, лежащих в основе нашего понимания действительности, т. е. формирования изначального, образного представления об окружающем мире. Реалии этого представления отчетливо не совпадают с лукавыми подсказками сегодняшнего мышления, однако построены на принципах, лежащих в основе мироздания, но основательно забытых современным человеком.


Евгений Гегузин. Dreams. Видения. 2021. Acrylics on canvas. 100x100 cm

Так же, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку, символы сегодняшнего дня могут быть отличны от существовавших ранее. А образы окружающего мира в визуальном искусстве концептуального символизма, будут естественным образом тяготеть к круговым формам, подчеркивая неразрывную связь и гармонию материи и идеи.

Дополнительная информация на сайте www.newlineart.com
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе