Михаил Пиотровский: В музее исчезают все противоречия

В музее современного искусства «Эрарта» состоялась открытая лекция директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского «Музей как зеркало общества», в которой была проведена чёткая граница между ложным и истинным пониманием назначения музея и его роли в современном мире. Михаил Пиотровский начал свою лекцию с антитезисов, которые предстояло опровергнуть в течение лекции. Все они касались так называемых обывательских представлений о том, что такое музей. Как заметил Михаил Борисович, некоторым современным молодым людям нужно объяснять, что такое Эрмитаж и где он находится. Поэтому заблуждения по поводу понимания назначения музея, как явления, не удивительны, несмотря на то, что во властных кругах в последнее время стали много говорить о музеях.
«Существует три заблуждения по поводу того, что такое музей. Первое: музей – это некий склад, где непонятно для чего хранится множество старых вещей с инвентарными этикетками. Второе: музей – это сундук с сокровищами, которые нужно регулярно пересчитывать, чтобы при обнаружении «одинаковых бриллиантов» изъять несколько на «государственные» нужды. Третье заблуждение относительно музея заключается в «халявном» отношении к нему, то есть музей – это место, где можно бесплатно провести досуг. Все три позиции – это, на мой взгляд, родимые пятна позднего социализма и раннего капитализма, что, в целом, говорит о низком уровне культуры тех, кто разделяет эти заблуждения», - сделал вывод директор Эрмитажа.

Между тем, как подчеркнул Михаил Пиотровский, правильное понимание природы и назначения музея в современном обществе необходимо для успешного сотрудничества государственного аппарата и музеев.

«Государству от музеев нужны две вещи. Первое – это поддержание конкурентоспособной культуры, которая не должна быть связана с переменчивыми политическими веяниями. Второе – возможность культурного досуга для граждан, который, так или иначе, оказывается условием относительно стабильной жизни в обществе», - заметил Михаил Борисович.

По его мнению, именно музей может сгладить противоречия и диссонансы современности. «Мы живём в очень сложном мире, где дважды два далеко не всегда равно четырём, - пояснил Михаил Пиотровский, - Музей помогает справиться с противоречиями, потому что в его пределах на равных встречаются разные исторические аспекты, разные культуры, разные эпохи. И, взаимно отражаясь друг в друге, все они оказываются уравнены в правах на понимание. Поэтому музей – это, действительно, зеркало. Зеркало как защита, защита для тех частей культуры прошлого, которые отжили своё, чтобы уступить место новому. Вещи, объявленные искусством, не вступают в конфронтацию с новизной, а уходят в музей: так мы избавляемся от лишних конфликтов. Зеркало – это ещё и отражение одного в другом. В музее возникает диалог культур, вследствие чего появляется понимание и приятие разнообразия мира и возможности существования в нём, как иногда кажется, не пересекающихся друг с другом, противоречащих друг другу тенденций".

Для директора Эрмитажа очевиден вывод об «энциклопедичности» музея, которая снимает вопрос о необходимости и целесообразности появления в Зимнем дворце выставки братьев Чепменов «Конец веселья» (а этот вопрос возник в аудитории). «Музей такого уровня, как Эрмитаж, может позволить себе показывать разные формы искусства. Что касается выставки британских художников, то в своё время провокацией были выставки Пикассо, Матисса и многих других художников, которые теперь стали классиками», - напомнил Михаил Пиотровский.

Так что, хотя бы за то, что музей оказывается местом, где встречаются такие, казалось бы, разные силы, как культура (в форме произведений искусства) и политика (как борьба разных представлений о том, что «хорошо» и «правильно»), его можно назвать зеркалом общества.
Источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе