Он помогает жить

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка Юрия Роста «Групповой портрет на фоне мира»

На его фотографиях пространственно-временная сетка координат рвется. По соседству с режиссером Любимовым тракторист пьет чай из банки, а рядом с портретом патриарха Грузии Илии II пьют чай из блюдца в деревне на северной реке Пинеге. 

Уличные портреты из Кении, Тибета, Турции, и тут же улицы российской деревни Смутово. А вот фотография Андрея Дмитриевича Сахарова 1970 года. А.Д. подарил ее Елене Боннэр, когда начинал ухаживать.

Фото автора

А вот философ Лосев, польский диссидент Михник, Раневская, Неелова, Ахмадулина… Это — «групповой портрет на фоне мира». И мы тоже на нем. Нужно лишь ощутить себя его частью. При оформлении выставки сотрудники музея следовали логике одноименной книги Юрия Роста. А логика как раз в том, что все герои, образы перемешаны, как перемешано все в мире. Эту выставку надо просто смотреть в свое удовольствие.

Огромная выставка работ Роста в Манеже прошла в 2009 году, в год его 70-летия. Так совпало, что выставка снова открывается в год юбилея Юрия Михайловича и в непростой для страны момент. Та выставка пять лет назад была глотком настоящего и человеческого, что особенно нужно людям в кризисные моменты, когда будущее туманно, а в настоящем только тревоги. Человечность Роста нужна всегда, но в такие моменты — особенно. В ней опора.


Рост своими фотоочерками перевернул представления музея о гармонии визуального материала и текста. Обычно подписи к фотографиям стремятся сократить, сконцентрировать внимание на снимке. Но люди возвращались на выставку по нескольку раз и читали. Посетители заполняли анкеты, где писали о своих впечатлениях. На шестой тысяче закончилась бумага.

Один банкир написал, что всему офису раздал деньги на билеты, дал выходной день, они придут и расскажут, что видели на выставке.

«Я знаю, что российская публика читающая, это было проверено на выставке Роста, — рассказывает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. — Мы возвращаем зрителю слова. Показываем, что может быть экспансия фотографии, но не может быть вытеснения слов».

Ольга Свиблова вспоминает последний день работы выставки в 2009-м: зал был переполнен. «Я увидела девушку с какой-то совершенно улетной, улетающей улыбкой, заговорила с ней. Оказалось, что на выставку она привела молодого человека — проверить. Он проверку не прошел: сбежал на третий час, а сама она здесь уже третий раз. Оказалось — детский врач, работу потеряла. «Зачем же вы идете третий раз на выставку, когда вам надо искать работу?» — удивилась я. «Вы не понимаете, это мне поможет!» Я дала ей телефон, попросила позвонить при любом раскладе. Она позвонила месяца через два, сказала, что нашла работу».

Свиблова выросла на статьях и фотоочерках Роста. «Я благодарна судьбе и Росту, — говорит она. — Каждый его очерк воздействует на тебя очень правильно, прямо. Такого гуманизма, такого уровня интереса к человеку я ни у кого никогда больше не видела».

Эта выставка нужна здесь и сейчас. Она резонансна.

«Каждому человеку кажется, что его судьба, его царапина на колене — самое важное в мире, — поясняет Свиблова. — Но ему всегда будет легче с собой, если он думает о других. Нужно почувствовать, что ты в ответе за свое слово и дело не только перед собой, но и перед этим миром».

Выставка продлится до 25 мая.

Екатерина Фомина

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе