28 сентября 2012 ● Валентин Дьяконов
Инсталляция Ирины Наховой в Stella Art Foundation
Семь видеопроекторов и больше десятка живописных работ на выставке автора первой "тотальной инсталляции" в России суммируют события последних месяцев в контексте личного опыта художницы.
В 1980-е Ирина Нахова сделала в своей квартире на Малой Грузинской первую "тотальную инсталляцию", заклеив стены просторной комнаты сплошной лентой бумаги с архитектурными мотивами. С тех пор художники ее круга вооружились приемом погружения зрителя в работу. Сам прием, конечно, не нов. Ему предшествовали и фрески на стенах храмов, и прорыв "четвертой стены" в Театре Брехта. Но зацикленным на картине, графическом листе и скульптуре художникам-концептуалистам идея создания работы, существующей временно, а не вечно, показалась революционной. С тех пор Нахова построила множество инсталляций, писала отличные картины и экспериментировала с интерактивным искусством. Самая простая и широко известная ее работа — "Большой красный" — представляет собой предмет фаллической формы, надувающийся в присутствии зрителя. Ее новая инсталляция, однако, отнюдь не проста.