Пикассо как всегда

В Лондоне прошли торги импрессионистов и модернистов

В Лондоне прошли торги работами импрессионистов, модернистов и сюрреалистов аукционных домов Sotheby’s и Christie’s. Умопомрачительных рекордов, как год назад, на них не случилось, но стабильность, которую показали результаты аукционов, характеризует ситуацию на рынке как нельзя лучше.

Первым прошел вечерний аукцион Sotheby’s. Вполне ожидаемо его главным лотом стало полотно Пабло Пикассо «Чтение», изображающее Мари-Терез Вальтер, модель, музу, а по совместительству и любовницу художника. Работа была создана в 1932 году, как раз тогда, когда женатый на балерине Ольге Хохловой Пикассо не мог больше скрывать свое увлечение и стал активно писать Вальтер. 

И обнародовал новый источник вдохновения (для жены также) на своей ретроспективной выставке в галерее Жоржа Пети в Париже, где показал несколько изображений своей любовницы, в том числе «Чтение». С тех пор работа в Европе не выставлялась, переходя из одной американской коллекции в другую. Теперь оцененное до торгов в 12–18 млн. фунтов полотно продано за 25 млн. фунтов. На работу претендовали семь покупателей, но ушла она опять же в американскую коллекцию. Кстати, на самой дорогой работе, когда либо проданной с молотка – а это тоже Пикассо, – также изображена мадемуазель Вальтер. Которая, правда, стоила почти в два с половиной раза дороже.

Из других заявленных ранее топ-лотов большинство было продано, но в рамках эстимейтов. В том числе бронзовая раскрашенная вручную самим художником скульптура Марино Марини (4,1 млн. фунтов) и ранний пейзаж Клода Моне с оценками (3,4 млн. фунтов). Остались без покупателя только две работы лидера прошлого года Альберто Джакометти – скульптура и живописное полотно.

Всего вечерние торги Sotheby's принесли 68 млн. фунтов, дневные, которые состоялись днем позже, – 21 млн. фунтов. Вчера вечером прошла отдельная сессия, посвященная продаже частной коллекции сюрреализма.

Около 60 лотов были оценены в 40 млн. фунтов. На момент подписания номера в печать результаты этих торгов были неизвестны.

Дом Christie's, в свою очередь, продал на вечерних торгах произведений на 84 млн. фунтов, совместив эту сессию с продажей работ сюрреалистов. Главный лот торгов – полотно Поля Гогена «Натюрморт а л'Эсперанс», написанное в память о Винсенте Ван Гоге, покупателя не нашло. Этот натюрморт был написан в 1901 году, когда художник жил на Таити. Позже он выставлялся более чем на 20 выставках по всему миру, включая первый ретроспективный показ, посвященный творчеству Гогена, который прошел в парижском Гран-Пале в 1906 году. Несмотря на такую историю, работа была оценена вполне умеренно – в 7–10 млн. фунтов, но все равно интереса не вызвала.

Самым же дорогим лотом стал пейзаж Пьера Боннара «Терраса в Верноне» 1923 года, который не только вырос в цене с 3–4 млн. фунтов до 7,2 млн., но и установил ценовой рекорд на творчество художника. Работа выставлялась лишь однажды – в Нью-Йорке в 1934 году и с тех пор не появлялась ни в экспозициях, ни на рынке.

Еще один ценовой рекорд был установлен на этюд Сальвадора Дали к картине «Мед слаще крови». При оценке 2–3 млн. фунтов это одна из самых ранних сюрреалистических работ Дали и не такая сложносочиненная как его последующие произведения была продана за 4 млн. фунтов. Самым дорогим лотом торгов, посвященных сюрреализму, стала обнаженная Рене Магритта, произведений которого на этой лондонской неделе вообще на удивление много. Это полотно под названием «Магнит» продано за 4,7 млн. фунтов.

Остальные заявленные топ-лоты были куплены в рамках эстимейтов, в том числе пейзаж Андре Дерена (5,8 млн. фунтов), очередные балерины Эдгара Дега (5,4 млн. фунтов), натюрморт Жоржа Брака (3,9 млн. фунтов).

Вполне удачно было продано и полотно Натальи Гончаровой «Яблони в цвету» – при оценке в 2,5–3,5 млн. фунтов его купили за 3,9 млн. Это еще не абстрактное, но с большой долей условности произведение было создано в 1912 году. Изначально работа была куплена галереей Леонарда Хаттона у наследников Михаила Ларионова, а в 1969 году ее приобрел настоящий владелец, так что она появилась на рынке впервые за последние 40 лет. Кубофутуристические работы Гончаровой исключительно востребованы на рынке и почти всегда успешно продаются. Так, год назад на таких же лондонских торгах ее «Испанка» (из знаменитой серии) установила ценовой рекорд 6,4 млн. фунтов. Несмотря на то что нынешняя работа оказалась от рекорда далека, успешная продажа еще раз доказывает, что самая дорогая в мире художница по-прежнему в почете у покупателей.

Cледующими большими торгами мировых аукционных гигантов станут продажи произведений современных художников, которые должны показать динамику цен в этом самом нестабильном сегменте арт-рынка.

Юлия Виноградова

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе