Почему художник Олег Корытов держит "Нос" по ветру

Художник Олег Корытов раскрыл разворот книги "Нос".
Фото: Светлана Зорина/Facebook


Потом закрыл. Потом снова раскрыл - и разрезанный пополам сгибом нарисованный майор Ковалев словно махал перед нашими носами руками, а два сапога чиновников (к чиновникам он ходил за помощью в поисках носа) с разных сторон разворота отфутболивали его то в одну, то в другую сторону.


Так в литературном кафе московского Дома книги на Новом Арбате проходила презентация книги художника Олега Корытова: "Николай Гоголь. "Нос" только что, к 210-летнему юбилею писателя, выпущенной издательством "Книжная индустрия". Точнее, даже не книги, а авторского арт-проекта  дизайнера, кандидата искусствоведения, много лет возглавлявшего кафедру иллюстрации и эстампа Московского государственного университета печати.

Один из лучших российских дизайнеров книги, автор учебника "Иллюстрированная книга. Конструкция и композиция", Корытов начал презентацию с объяснения, что книга не просто  энное количество страниц с картинками под обложкой, а произведение искусства, единство текста и изображения, цвета и форм.

- Книга начинается с ощущений. Касаешься бархатного картона, тканевого корешка, проводишь пальцем по краске на переплете, - показывал на наших глазах Корытов. - Книгу должно хотеться потрогать и даже понюхать.

И, конечно, раскрыть и посмотреть - тем более что "Нос" в шершавом картоне с крупным  вытисненным названием, стильным изображением автора лежал под рукой на стеллажах литературного кафе. И полистать под комментарии автора. Из книги с иллюстрациями Корытов выстроил город, жители которого двигались, прятались друг от друга, писали письма на глазах у читателя и вообще жили самостоятельной жизнью. У каждого разворота была своя драматургия, в действии на бумаге принимали участие и изображенные тут герои, и предметы в их руках, и даже текст ("полосы набора", как называл их художник). Вот главный герой повести майор Ковалев носится в поисках носа по Питеру: ныряет в арки, созданные полукруглыми текстовыми фрагментами, из верхнего правого угла разворота общается со своим носом в нижнем углу разворота, через сгиб, "корешковое поле", и главные герои никак не состыкуются. Ковалев сидит, единственный на развороте, обхватив голову под гнетом проблем, давлением массива текста, а чиновник на соседних полосах опять шевелит ножками, когда читатель складывает и раскладывает разворот.

- В этой истории работают разные пространства, разные времена, реальное и фантасмагорическое, действуют странные герои, много движения, - объяснял Олег Корытов выбор "Носа" как поля для демонстрации своего художественного метода. - Это подталкивало к необычным решениям.

Гоголь весь этот вечер в литературном кафе был на сцене - не только на спроецированной на ее задник обложке "Носа", но и нарисованный на майке Корытова, а еще на блокнотах, закладках, плакатах, продававшихся здесь же. Гоголь, состоящий из знаков наборного текста: "фирменная" черная челка, обозначенная крупной скобкой, глаз из одной кавычки, усики из двух - но как похож!

Этот Гоголь дал старт корытовской минималистичной серии портретов русских писателей и поэтов - Пушкина, Достоевского, Толстого, Ахматовой, Солженицына, Высоцкого и других, созданных с помощью знаков наборного шрифта, скобок, кавычек, букв и цифр. Художнику книги Корытову удалось подручными средствами создать галерею наших классиков, и сейчас она украшает собой витрины Дома книги на Новом Арбате.

Автор
Текст: Андрей Васянин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе