14 ноября 2010 ● ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ
3-й Приговский фестиваль в ГЦСИ
Весь ноябрь в Москве проходит III Фестиваль современного искусства им. Д.А. Пригова, подготовленный Государственным центром современного искусства. Событий в нем немного, и главным из них следует считать выставку "Пригов. Точка сборки", сделанную в ГЦСИ кураторами Виталием Пацюковым и Марией Пуниной. За попыткой собрать действующую модель Дмитрия Александровича Пригова из работ других художников наблюдал ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.
Поклонники называли Пригова "выдающимся современником" еще при жизни поэта. Противники по крохам собирали аргументы в поддержку образа ловкого и циничного карьериста. Дмитрий Александрович именовал себя "герцогом Беляево" по месту жительства, "Пушкиным сегодня" и "деятелем культуры". В отличие от другого "выдающегося современника" — Ильи Кабакова Пригову не удалось снискать мировой известности, хотя фигурой он был не менее, а в отечественном контексте даже более влиятельной. Таковы особенности работы с языком: если глубоко погружаться в его толщи, становишься непроницаемым для внешнего наблюдателя. Возможно, что пародирующие советский новояз строки Пригова очень скоро будут темны, как будетлянская заумь. Не говоря уже о том, что главному персонажу приговской вселенной — Милицанеру грозит забвение в результате будущей реформы МВД.