Правда — в глаза

Формула времени 

3 июня в Третьяковской галерее открывается выставка плаката «Художник и время». Ее составили экспонаты из фондов Третьяковки и собрания секции плаката Союза художников России — 180 работ, написанных с 1918-го по 2009 год. The New Times вглядывался в прошлое и настоящее плаката 

Социальный и политический советский плакат долгие годы был мощнейшим агитационным инст­рументом: мы до сих пор помним плакатную классику «Ты записался добровольцем?», «Помоги», «Родина-мать зовет!» и слоганы «Все на выборы» или «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». 


Идейную надежность советских плакатов обеспечивал ряд специальных издательств — от мелких «профильных» (таких как «Сан­просвет», «Рекламфильм», «Мосцирк» или «Агитплакат») до крупнейшего монстра — издательства «Плакат» ЦК КПСС. «В издательст­ве «Плакат» было несколько редакций — например, молодежная, сельскохозяйственная, общеполитическая, которые обслуживали всю страну, — вспоминает Александр Лозенко, художник-график, оргсекретарь секции «Товарищество плакатистов» Московского союза художников. — В те времена плакатистам-профессионалам (членам худсовета) приходилось бороться за сохранение высокого творческого уровня работ: политику издательства определяли инструкторы Политбюро, и руководящие установки ЦК КПСС играли важную роль в принятии решений о публикации плакатов. В период перестройки функционерам приходилось даже скрепя сердце пускать в печать плакаты против самих себя». 

Сейчас эта система, естественно, разрушена. Вместе с ней практически умер и социальный, политический плакат. 

«Сегодня плакаты выполняют главным образом украшательские функции: это либо оголтелая реклама, которой занимаются люди, окончившие полугодовые дизайнерс­кие курсы, либо оформление городов к праздникам — 9 Мая, Новому году, — говорит Александр Лозенко. — Современный политический плакат можно увидеть только на выставках. Но каким успехом они там пользуются!» 

«Конечно, на протяжении десятилетий плакатная техника менялась, — говорит куратор выставки Людмила Смирнова. — Например, в «Окнах РОСТА» преобладали схематичные и шаржированные изображения: тогда нужен был «лобовой» плакат, понятный любому пролетарию или солдату. В 40–60-е годы плакат стал более литературным, описательным. А в конце 80-х появились работы, в которых четко ощущается почерк, индивидуальность их авторов. Но каждое из представленных на выставке десятилетий легко читаемо: чтобы ощутить, понять время создания работы, не нужно даже смот­реть на этикетку. Плакат — это всегда формула времени». 

Старовойтенко Надежда

The New Times
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе