Премия Кандинского назвала лауреатов

В этом году работы победителей премии были посвящены проблеме творца и насилия.
В кинотеатре «Ударник» собрались видные деятели культуры, среди которых особенно выделялись Зельфира Трегулова, Ольга Свиблова и Марина Лошак в оригинальном разноцветном ватнике. 
10 декабря вручали премию Кандинского. 


Собравшиеся гости прогнозировали, что главный приз достанется группе Recycle за работу «Конвершн», и поэтому много и часто фотографировались на фоне огромного, во всю стену, барельефа из белой марли. Барельеф изображал вереницу полупрозрачных людей, шествующих вдоль конструкции, напоминающей полки склада «Икеи».


ВЛАДИМИР СУВОРОВ "ИЗВЕСТИЯ"
 

Авторы, молодые художники группы Recycle, объясняли, что это — не процесс выбора мебели на складе, а изображение жизни современного человека в эпоху развития интернета. Подключение к глобальной Сети сравнивалось с обрядом обращения в религию, а под главным божеством подразумевалась сумма информации в виртуальном пространстве. 

При ближайшем рассмотрении барельеф оказывался не из марли, а из особой сетки, а на останках Ноева ковчега (а это был он, а не полки «Икеи») угадывались иконки приложений смартфонов. 

Авторы прогнозов ошиблись, как и столичные синоптики. Лауреатом номинации «Проект года» стал автор инсталляции «С колесом в голове» Андрей Филиппов. 

Инсталляция представляла собой кабинет, на первый взгляд сильно напоминающий кабинет советского руководителя. На стенах — красные вымпелы, на полу — красная ковровая дорожка, на массивном столе — карта Крыма, а в качестве вишенки на торте — массивная люстра-колесо, стилизованная под зубцы кремлевской стены с горящими на ней лампочками-орлами.


Владимир Суворов, "Известия"


— Это не люстра, а хорос, — пояснил корреспонденту «Известий» автор инсталляции. — Хорос раскручивают в афонских монастырях во время службы. Это красивый и поэтичный образ, обозначающий крутящуюся вселенную. 

По словам художника, то, что выскакивает на обод вращающейся вечности, — и есть наш мир. И в случае картины — тот самый кабинет в псевдосоветском стиле. Впрочем, предположение, что смысл работы в возвращении в Советский Союз, Филиппов отмел: «Почему-то многие так считают. Но работа не о том. Приглядитесь внимательнее». 

Премию художнику вручала Зельфира Трегулова, отметив, что «вручать эту награду ей особенно приятно». 

Вторым триумфатором стала молодая художница Ольга Кройтор. Лучшей работой в номинации «Проект года. Молодой художник» был назван ее перформанс «Точка опоры», во время которого Ольга довольно долго сохраняла равновесие, балансируя на высоком столбе, установленном во дворе Музея Москвы. Получая премию из рук Марины Лошак, художница так растрогалась, что заплакала и призналась, что еще никогда в жизни не получала никаких наград. 

— Это работа о том, что в реальности, где ценности подменяются новыми ориентирами, очень важно не терять опору, — предупредила Ольга корреспондента «Известий». — Столб, на котором я стояла, — это метафора стержня, который нужно обрести любому человеку. А еще — я задаю вопрос, чем становится человек в ситуации один на один с самим собой. Но не даю на него ответа. 

Третьим лауреатом стал философ Валерий Подорога за двухтомное издание «Второй экран. Эйзенштейн и кинематограф насилия», победивший в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства». 


Владимир Суворов, "Известия"


В целом, хотели организаторы того или нет, работы всех трех лауреатов вписались в тему взаимоотношения творца и насилия. И в этом смысле подведение итогов премии в кинотеатре «Ударник», бывшем «Доме на набережной», тоже было весьма символичным. 

Справка «Известий»

Вручение премии Кандинского прошло в девятый раз. Призовой фонд составил более 4 млн рублей, из которых 1,8 млн было вручено за «Проект года», а 450 тыс. — молодому художнику.

В разные годы лауреатами становились Анатолий Осмоловский, Вадим Захаров, Александр Бродский, Юрий Альберт и др.
Автор
Евгения Коробкова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе