Признание в любви

В музее истории города Ярославля открылась выставка работ художника Александра Павлова, посвящённая родному городу. Александр Петрович назвал экспозицию незамысловато - «Ярославль и его переулки», но, сам того не ведая, удачно вписался в разрабатываемый уже не первый год музейный проект «Ярославль глазами художников».

Директор музея истории города Ярославля Владимир Извеков отметил, что в залах уже успешно экспонировались сначала ярославские дворики, теперь вот переулки...


- У нас ведь и проспекты, и площади есть, да мало ли чего понастроили, - шутливо воззвал Владимир Георгиевич к собравшимся художникам, намекая, какое широкое поле деятельности открывается перед ними (и какое пространство для последующего экспонирования написанного, что немаловажно!).
В экспозицию, подготовленную художником Павловым и куратором выставки искусствоведом Николаем Корсиковым, вошли пятьдесят картин, выполненных в технике акварели и пастели. Художник признался, что специально выбрал именно эту технику как «наиболее трепетную для передачи настроения».
- Акварель капризна и непредсказуема, она часто живёт своей жизнью, течёт куда захочет, не очень обращая внимание на усилия автора, - признался Александр Петрович. - Пастель более управляема, но тоже имеет свои нюансы и сложности. А именно акварель с пастелью позволяют наиболее полно передать образ старых ярославских переулков.
К созданию ярославской экспозиции художника подтолкнуло грядущее тысячелетие города. В личном творческом досье Павлова выставка «Ярославль и его переулки» является логическим продолжением состоявшейся годом ранее в центральной библиотеке имени Некрасова выставки «Ярославское настроение». Тогда работ было около тридцати. Ради юбилейной даты Ярославля Александр Петрович даже «перетасовал» свои планы, отложив задуманные было портреты маслом Андрея Первозванного и Анастасии Узорешительницы. Жалуется, что боится не успеть написать всё, что хотелось бы:
- С ужасом смотрю: то одного дома нет, то другого... И я понимаю, что не успеваю запечатлеть то, что неумолимо стирается временем. Написал «Дом старой колдуньи», а тут как-то иду мимо и вижу, что окна в доме уже заколочены, хозяйка умерла, и дом дряхлеет буквально на глазах... Да что там! Вот вид любимой не одним поколением ярославцев Стрелки... А сейчас там что?
Однако при таком тщательном, почти краеведческом летописании родного города Александр Павлов, будучи человеком творческим, с необыкновенной лёгкостью жонглирует пространством по своему усмотрению. Например, в реальности того места, которое изображено на картине «Коровницкая слобода», просто не существует. Есть несколько действительно существующих фрагментов городского пейзажа, которые художник мастерски соединил воедино не только в своём воображении, но и на листе бумаги.
И такие «шалости» Александр Петрович допускает на каждом шагу: то приглянувшийся ему на пленэре в Тамбове домик «перенесёт» на ярославскую улочку так, что не подкопаешься, а то и вовсе по-купечески широким жестом напишет целую улицу там, где испокон веков зияет пустырь. А вот храм Иоанна Златоуста, изображённый напротив нафантазированных купеческих домов, самый что ни на есть настоящий. Или не один лист бумаги загубит, чтобы достоверно написать с натуры поразившие его лужи, а потом в два-три штриха в тех лужах «отразит» свои архитектурные фантазии из головы. И это не для того, чтобы ввести зрителя в заблуждение, а ради её величества гармонии. Ну, точь-в-точь как незабвенная Агафья Тихоновна из гоголевской «Женитьбы», мечтавшая об идеальном женихе: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмина, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича...»
Коллеги по творческому цеху к таким импровизациям Александра Павлова относятся кто снисходительно, а кто и вовсе их не замечает, потому как у самих, к примеру, утюги с малой крейсерской скоростью бороздят морскую гладь или синие подсолнухи вырастают на алых полях... Что уж тут до несуществующих строений? Главное, чтобы дух был ярославский. А у Павлова на это особое чутьё есть.
Путь Александра Павлова в живопись был тернист. Сын известного ярославского художника Петра Павлова, он в своё время окончил художественное училище, но судьба увела его от мольберта чуть ли не в противоположную сторону: вторым образованием Александра Павлова стало Оренбургское военное училище, которое он закончил с отличием. На четверть века делом жизни Александра Петровича Павлова стала морская авиация. Отец, мудрейший человек, его не отговаривал. Только произнёс: «У Павловых есть традиция - я из беднейших крестьян мечтал стать художником и стал, ты хочешь стать лётчиком - стань им».
Налетав три тысячи часов и освоив шесть типов самолётов, Павлов вернулся к мольберту. Военная настойчивость в достижении поставленной цели позволила ему быстро войти в строй профессиональных художников Ярославской области. Он - активный участник разного ранга выставок, известен как организатор и участник творческих проектов объединений «Провинция» и «Парус», его работы представляли ярославских пастелистов на «Европастели» и на международной выставке в Сербии. Словом, и на этом поприще Александр Петрович Павлов доказал свою состоятельность.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе