Пышечки, кошки и обнимательный медведь. Трогательные картинки о детстве

Иллюстратор Елена Баренбаум — о своих рисунках.

Елена Баренбаум живет в Ижевске. Она иллюстрирует детские книги, журналы, рисует открытки. На ее рисунках — теплота и нежность, а вдохновляют художницу животные и друзья. Она рисует истории о дружбе, детстве и наивности — о том, чего нам всем, по ее мнению, не хватает.



«Когда читаешь текст, в голове возникают образы»

— Как началась карьера иллюстратора детских книжек?

— Началось все случайно. Я купила графический планшет для компьютера, в то время работала в области дизайна интерьеров, нужен был для работы. И мне вдруг так понравилось, что на нем можно рисовать. А потом мой друг написал историю. И я ее проиллюстрировала — мы вместе сделали книгу.

Мне понравился сам процесс — есть продукт, история, иллюстрация. Есть комплекс: текст и визуальное наполнение. И все это можно подержать в руках, кому-то подарить.

После первой книжки появились первые заказы. Я окунулась в это творчество и не жалею.


Елена Баренбаум.
Фото: eve_farb / Instagram


— Как вы придумываете персонажей? 

— Когда читаешь текст, в голове возникают образы. Обычно какие-то ассоциативные, связанные с родителями, друзьями. Иногда образы рождаются уже в процессе: начинаешь водить карандаш по холсту и что-то получается.

Бывает, что к созданию рисунка подходишь сознательно. Есть некий алгоритм: начинаешь от геометрической формы, идешь от общего к частному. А иногда у заказчика есть свой образ, который он хочет транслировать через меня. Например, я нарисовала сегодня маму заказчиков, полненькую, как люблю. А мне сказали, что не понравилось. Они посчитали, что и возраст не подходит, и рисунок. И мне пришлось сделать маму более худой, более обычной, потому что так видит заказчик.

— Вы выдумываете персонажей или рисуете тех, кого видите на улице?

— Бывает по-разному. Я ездила в Болонью на обучающий курс, и мы там «охотились» на персонажей. Нужно было быстро делать зарисовки [прохожих]. И надо, чтобы тебя не засекли, потому что не все любят, когда их рисуют.

Этот навык я стараюсь использовать, замечать какие-то интересные вещи у людей.

— Сталкивались ли вы с плагиатом, копированием своего творчества?

— Да, сталкиваюсь и с откровенным копированием, и с пиратством. Это часть жизни любого творца. Но не все работы есть в открытой продаже. Хотя сейчас многое меняется — запрашивают разрешение [на публикацию], просят заключить договор. 



Пышечки и кошки

— У меня животных нет, но у мамы есть кошка. Я ее иногда беру на передержку, но не рисую — она такая подвижная, что ее даже сфотографировать не удается, не то что нарисовать. Но эта кошка вдохновила меня на серию иллюстраций. Например, на эту.


А это история про девочку и птицу, которая потом выросла. Эти иллюстрации не были сделаны для готовой книжки — наоборот, книга написана под иллюстрации. Это была любительская книжка. 

Часто бывает, что сначала рисуется персонаж, а потом он обрастает историей. Так было и в этот раз. Девочка, живущая у моря, нашла яйцо, из него вылупился птенец. Девочка за ним ухаживала, птица росла. Это история тоже про детскость, дружбу, наивность, про дружбу девочки и птицы.


Эта история про женщину и ее кошек. Женщина живет в прекрасном доме и ни разу не выходила за его пределы. У нее все хорошо. У нее есть кошки, и она удовлетворена своей жизнью.

Но однажды ветер срывает шляпу с ее головы и уносит. И женщина вынуждена выйти за пределы своего маленького мирка, чтобы ее поймать. Открывшийся мир ее так завораживает, что она решает побыть на улице, оставив кошек одних. И дальше начинаются приключения кошек. Они пытаются разобраться друг с другом и с мышами, которые появляются в доме.


У меня просто страсть к изображению полных женщин. Я люблю их рисовать — таких аппетитных пышечек. Так было не всегда. Однажды моя подруга, которая сама полная, вдруг спросила: «А почему ты рисуешь всегда только худых женщин?» Я нарисовала первый такой рисунок для нее, и мне нравилось. В этом тоже есть какая-то нежность. Теперь у меня много полных женщин.


Это иллюстрация к сказке о Красной шапочке. Просто тут Красная шапочка уже взрослая. Возможно, она уже на равных с волком. Но пока у меня нет четкой истории. Каждый, кто смотрит на эту картинку, может придумать что-то свое.


Этого персонажа я подглядела во время путешествия. Мне захотелось его нарисовать, такого брутального мужчину в смешной шапочке. Он был очень большой, похож на байкера, возможно с татуировками. Но у него была детская шапочка, и она выглядела так мило.


Я летела в самолете, с собой был планшет. Придумалась королева-зайчиха, настроение, характер. Но ее историю я придумать не успела — полет был не очень длинный, около трех часов.


Этот рисунок навеян моей личной историей — он про моих умерших сестер. Вообще это история про людей, которых мы теряем. Потери могут быть разные — иногда мы переезжаем и теряем связи, а иногда кто-то уходит в другой мир. Эта история про печаль. 


Нас поглощают сети. Этот бессмысленный скроллинг, который мучает, наверное, каждого человека, имеющего выход в интернет. Это проблема, которая затрагивает почти всех, вне зависимости от возраста.


Я часто получают отзывы на свои иллюстрации от взрослых девочек. Мои картинки больше апеллируют к внутреннему ребенку и больше к чему-то девичьему. Мальчики часто стесняются нежности или не выражают ее откровенно. А в этих картинках — чувство нежности, какой-то пушистости, няшности, тактильности, детскости.


Эти истории про то, чего нам иногда не хватает. Про мечты о чем-то идеальном, сильном, стабильном, о любви, привязанности, семейственности. Пушистые зайцы и медведи — это момент эмоции, квинтэссенция нежности. И это трогает, эти иллюстрации у меня самые популярные.


Обнимающийся медведь с зайцами — они как бы внутри меня. Медведь мне нравится. Я смотрю на него, и самой становится теплее.

Автор
МАРФА ГУЗЕЕВА, Иллюстрации: eve_farb / Instagram
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе